Епископ Ефрем: "Эти Чтения были преисполнены чудесами"
Беседовала Юлия Шутова.03.06.2012
Владыка, Краевые Кирилло-Мефодиевские чтения проводятся уже во второй раз, по опыту прошлого года, как оцениваете проведение этих Чтений. Что удалось, а что нет?Эти Чтения прошли с большим охватом, так как было задействовано больше территориальных площадок. Организация Чтений легла на Хабаровскую духовную семинарию и филологический факультет Дальневосточного государственного гуманитарного университета, откликнулись наши постоянные соработники: Дальневосточная государственная научная библиотека, Хабаровский институт искусств и культуры, Краеведческий музей имени Гродекова, Управление образования города Хабаровска. Чтения проходили в Хабаровске, одна секция прошла в Комсомольске-на-Амуре на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. Естественно, хотелось бы увеличения территориального охвата, расширения границ проведения Чтений, поскольку такое пожелание высказывали представители вузов, да и других учреждений, пожелавшие, чтобы тематические круглые столы или секции проходили на их площадках.
В продолжение этой темы: Чтения носят образовательный характер, почему сегодня заинтересованность вузов в проведении образовательных чтениях столь высока? Это способ привлечения студентов или возможность через образование говорить о нравственности, которая априори заложена в Чтениях?
Сама тема Чтений обозначена как «Славянская письменность и культура: изучение, сохранение и преумножение». Конечно, основная задача Чтений – образование, просвещение. Отрадно наблюдать то, что само слово «образование» в рамках Чтений понимается широко, именно как раскрытие в человеке образа Божия. То есть не просто получение некой суммы знаний, но приобщения к тому великому богатству славянской письменности и культуры, которое помогает человеку, при соприкосновении с ним, раскрыть, увидеть в себе и окружающих людях образ Божий – это самое главное, что есть в Чтениях. Поэтому и высокая заинтересованность в такого рода мероприятиях говорит о том, что интерес идет не только к получению информации, знаниям, но и то, что человек, получающий эти знания, старается воплотить их в своей деятельности. Душа человека откликается на то, что изучение славянской культуры и ее сохранение – та великая сила, которая помогает по-настоящему быть человеком. Изучение славянской культуры в разных аспектах рождает множество проблемных вопросов, что так же вызывает неподдельный интерес к Чтениям: поэтому потребность в организации круглых столов и семинаров – огромна.
Развивая вашу мысль, владыка, интересует такой вопрос: было проведено пять секций – филологическая, историческая, философская, педагогическая, культурологическая. Такое разнообразие в подходе изучения славянской культуры и письменности это попытка в настоящее время переосмыслить себя, или способ вернуться к старому и забытому и искать ответы там?
Это как раз попытка обрести себя, то есть определить свою позицию по отношению к своим корням, к своей истории и культуре, определить, какая миссия возлагается лично на тебя, когда ты соприкасаешься с тем, что ради тебя создавали предыдущие поколения. Это попытка увидеть, что в своей профессиональной деятельности, относящееся к славянской культуре ты можешь изучать, здесь и сейчас сохранять и преумножать. И, конечно, это способ узнать себя более глубоко, раскрыть в себе образ Божий.
Актуальна ли проблема, заявленная в Чтениях, для обычных людей, далеких от науки или образования?
Да! Проведение отдельных секций на базе научной библиотеки и краеведческого музея свидетельствует о том, что здесь интерес не только академический, но и обывательский, в хорошем смысле этого слова. Сейчас в основном только священнослужители, библиотечные и музейные труженики призывает очень внимательно относиться к сохранению своей истории и культуры. И благо, что именно Церковь объединяет представителей разных социальных слоев, людей разного уровня образования для того, чтобы изучать, сохранять, преумножать. Именно Церковь многое делает в этом направлении благодаря деятельности Предстоятеля и трудами архиереев, священнослужителей. Многое получается, но без мирян, без привлечения большого числа людей, которые пока, возможно, не обрели дорогу к Богу, не пришли в Церковь, невозможно выполнить тот объем работы, который необходим.
Расскажите о другой стороне Чтений: ведь образовательный компонент, не единственная составляющая этого мероприятия.
Отрадно то, что наши Чтения не родились спонтанно или искусственно. Кирилло-Мефодиевские дни стали отмечаться в Хабаровске более 30 лет назад. На базе ДВГГУ (тогда еще педагогического университета), трудами профессора Л.М.Городиловой создавались стенгазеты, организовывались выставки, проводились учебные конференции. Идея возобновления общенационального празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда мировая общественность отмечала 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Однако только с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. В Хабаровске же с 1976 года проводились Кирилло-Мефодиевские дни, которые объединяли преподавателей и студентов. Когда в Хабаровске появилась духовная семинария, то филологический факультет ДВГГУ приглашал к участию в празднике преподавателей и воспитанников семинарии, также и Дальневосточная государственная научная библиотека всегда приглашала нас на свои мероприятия. Как следствие этого доброго сотрудничества в прошлом году родилась идея объединить усилия, чтобы мероприятие обрело более серьезную и масштабную форму: так появились Краевые образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения, как своего рода итог и продолжение той работы, которая велась в Хабаровске на протяжении почти четырех десятков лет.
В этом ключе можно ли говорить о миссионерской роли Чтений?
Да, конечно. Поскольку мы говорим, что Чтения образовательные, и человек, который принимает участие в них, понимает это слово, как раскрытие в себе образа Божия, осознания своей причастности к Богу, то, несомненно, нужно говорить и о миссионерской составляющей. Поскольку миссия в современном мире идет не только в форме проповеди в классическом варианте. Многие наши соотечественники чувствуют потребность в знании о вере, о культуре, которую, прежде всего, сформировало Православие, и ищут разные пути: через музыку, литературу, философию, иконопись. Сами Чтения также являются формой такого познания. Поэтому, так или иначе, человек задается вопросами о вере: для многих людей, и это можно сказать с уверенностью, участие в Чтениях стало своего рода ступенькой на пути их личного Богопознания. Можно сказать, что эти Чтения были преисполнены такого рода чудесами. И своего рода «чудесность» состоит именно в том, что люди, далекие от Церкви, приобщались к тем великим истинам, к той высокой духовности, которые несет Православие. Это главное чудо, когда человек обретает путь к Богу. Те люди, которые осторожно, или, даже, с опаской относились к Православию, меняют свой взгляд, потому что личное общение снимает во многом навязанный извне негативный взгляд на Церковь, ее представителей и последователей. Еще радует наличие неподдельного интереса людей к этим вопросам. Одна из наших прихожанок – выпускница гуманитарного университета – передала мне интересный диалог с ее бывшим преподавателем, которого она встретила на Чтениях. «…И Вы здесь? Никогда бы не подумала, что Вас можно будет увидеть на таком мероприятии». – «Я и сам до недавнего времени не мог об этом подумать!» На мой взгляд, это очень показательный, чудесный, эпизод наших Чтений. Каждая душа ведь по природе христианка, и, поскольку у каждого человека есть причастность к своему Творцу и Создателю, о которой он даже может не подозревать, душа очень тонко реагирует на соприкосновение с истинами, которые говорят о Боге и Его действии в мире. И такое «реагирование» души на данного рода информацию так же является чудом, поскольку, человек открывает для себя новую область, о которой он раньше не подозревал.
Можно ли надеяться, что Кирилло-Мефодиевские чтения могут стать здесь, на Дальнем Востоке, площадкой, способной объединить и примирить всех нас.
Тут, наверное, можно вспомнить плоды трудов святых братьев Кирилла и Мефодия. Как заметил Святейший Патриарх Кирилл, просветительская деятельность святых братьев заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Сегодня День славянской письменности и культуры является государственным праздником, призванным объединять наследников славян, всех, кто пользуется плодами трудов святых равноапостольных братьев. Несомненно, наши образовательные Чтения дают возможность в Дальневосточном регионе объединять представителей науки, культуры, образования и простых обывателей. Чтобы нам не оказаться на обочине мировой истории, мы призваны внимательно изучать и бережно хранить нашу культуру, передавать ее потомкам. Без этого духовное развитие Дальнего Востока немыслимо.