Дискуссия в Общественной палате: Теологии быть?
Анна Гальперина (Портал "Православие и мир").16.11.2012
29 октября 2012 года в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Преодоление ценностного кризиса: кадровый аспект».
Собрание открыл митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов). Он поблагодарил всех, кто пришел: «Вряд ли стоит говорить, насколько духовно-нравственная составляющая важна в системе светского образования: и дошкольного, и школьного, и вузовского тоже. Но, к сожалению, она недостаточно представлена в учебном процессе. И вот мы с вами собрались, чтобы и обсудить эту проблему и вынести конкретные предложения для того, чтобы этот восполнить пробел ».
Сначала владыка предоставил слово главному редактору портала «Православие и мир» Анне Даниловой.
Отметив, что по основному месту своей работы она — преподаватель филологического факультета Московского университета и занималась данной проблемой с филологической точки зрения, Анна Данилова отметила, что слова о «кризисе системы ценностей» — не просто рядовое и голословное утверждение: «Хорошим примером тому, что происходит сегодня с ценностной системой, является то, что происходит в нашем языковом сознании с понятием «труд».
Сегодня из русского языка слово «труд» исчезает. Мы не скажем – «мы хорошо потрудились», «надо приложить много труда». У нас используются другие глаголы – «вкалывать», «пахать», «отсиживать», и так далее. При этом слово «труд» используется только в устойчивых сочетаниях, как «оплата труда», «принудительный труд», «адский труд», и так далее. То есть из языкового сознания ушла одна из базовых на сегодняшний момент категорий», — отметила главный редактор сайта «Православие и мир».
Однако в кризисе находится не только система ценностей, но и социальные модели поведения. Основные источники формируемой в молодежной среде системы ценностей и моделей – молодежные средства массовой информации, Интернет-сообщества, субкультуры, а также журналы: «Например, практически в каждом молодежном журнале содержится подробная, с картинками инструкция о том, каким образом провести время со своим молодым человеком, если родители уехали на дачу, а вы решили совместно сделать какое-нибудь домашнее задание по алгебре. Понятно, что это не задание и не по алгебре».
Как отмечает Анна Данилова, молодежные издания предлагают абсолютно жесткую, достаточно безальтернативную систему ценностей, в которой «твоя девственность принадлежит тебе, а не будущему супругу» и «брак больше не является пожизненным, отменить клятву, данную на свадьбе, можно в любой момент». Альтернативного, консервативного варианта поведения молодежные СМИ не предлагают. Многие преподаватели могут рассказать, как к ним приходят плакаться юные девушки: «Что же, если мне уже 17, и я еще ни с кем ни разу — меня и замуж теперь не возьмут?».
По мнению докладчицы, именно «через образовательные каналы, через возможность доступа, знакомства с тем, что составляло ценностную основу мировых культур, и в частности, русской культуры» можно преодолеть сложившуюся однобокую ситуацию и разрешить кризис.
Следующий доклад сделала Елена Пруцкова, специалист Центра социологических исследований. Она представила рассуждения о том, какой запрос существует в России на образовательную и социальную деятельность Русской Православной церкви.
Как было отмечено, после ряда социологических исследований выяснено, что особенно высок запрос в сфере социальной деятельности на деятельность именно православных организаций: «Один из ярких примеров такой деятельности – это введение в школах образовательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»… Очень высокое одобрение встретил этот предмет, на уровне 69% сказали, что положительно к этому относятся, … но больным вопросом является вопрос о том, кто будет его преподавать». Большинство населения хотели бы видеть в качестве преподавателя человека, имеющего профильное образование по специальности «Теология».
По мнению Елены Пруцковой, введение теологических дисциплин в светских вузах имеет огромное, в том числе и воспитательное, значение, «поскольку ценности формируются в любом случае, даже если мы не осознаем, через систему образования как среднего, так и высшего».
Далее игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени Есенина, зачитал тезисы доклада отсутствующего на заседании заместителя председателя совета директоров компании и председателя бюджетного комитета Русгидро Михаила Мантрова.
В докладе было отмечено, что после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, в ответ на беспрецедентно большие компенсации семьям погибших и пострадавших возник «всплеск потребительских настроений, которые сопровождались явно завышенными требованиями еще большего увеличения компенсаций… В поселке появились и стали активизировать свои действия деструктивные религиозные секты».
Руководство Росгидро вынуждено было обратиться в Рязанский госуниверситет за помощью. По результатам совместного исследования были разработаны две программы, включающие в себя работу по духовному просвещению сотрудников ГЭС и обслуживающего предприятия, различных групп населения поселка гидроэнергетиков: «Главное направление программы – последовательная, стратегически ориентированная работа в образовательных учреждениях по возрождению и формированию традиционных духовно-нравственных ценностей у детей, молодежи и педагогов».
Согласно проведенному в прошлом году социологическому исследованию, отмечена «положительная динамика социально-психологического климата на Саяно-Шушенской ГЭС и в поселке Черемушки», в связи с чем было решено распространить опробованные модели действий на другие объекты компании.
Затем отец Лука рассказал непосредственно о деятельности кафедры теологии Рязанского государственного университета имени Есенина: «За 15 лет ее существования сформирован крепкий педагогический коллектив … С 2011 года отделение работает по учебным планам третьего поколения, открыта магистратура, и в наступающем году будут первые ее выпускники по программе «Новейшая история России, религиозно-философский аспект».
В 2012 году кафедра успешно прошла внешний аудит Министерства образования РСФСР в рамках аккредитации университета… В последние несколько лет студенты отделения являются активными участниками и разработчиками программы детских православных смен по заказу министерства образования Рязанской области… С 2006 года по 2010 год программу теологии очной формы успешно освоили 53 человека. Общее количество трудоустроенных выпускников, что очень важно, составило 83% непосредственно по специальности».
Ректор Рязанского государственного университета имени Есенина Ирина Шеина также рассказала о работе кафедры теологии, об успешном 15-летнем опыте взаимодействия между митрополией, тремя епархиями, уже созданными в Рязанской области, и университетом: «Сам факт наличия кафедры в университете воздействует на атмосферу в учебном заведении. Потому что даже люди далекие, невоцерковленные отмечают то, что студенты, изучающие теологию, выгодно отличаются от студентов других отделений. По выражению лица, по манере поведения, по тому, как они одеваются, как они держатся, как они учатся». Курсы теологии, которые читаются на других факультетах, по словам Шеиной, получают высокую оценку студентов, хотя пока этот опыт распространен не на все факультеты.
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного государственного университета, заместитель председателя Совета по теологии в своем докладе заявил, что «определить пути правильного утверждения ценностей духовных в нашем народе, в нашей стране» без преподавания религиозных дисциплин невозможно, поэтому «теология должна быть». Но она не должна быть только православной, она должна быть и других религий. Для этого в ПСТГУ разработан поликонфессиональный стандарт, который используется и православными, и мусульманами.
Однако обучение на кафедрах теологии сегодня находиться под угрозой, и, как ни парадоксально это звучит, из-за выделения бюджетного финансирования: «Мы мечтали о помощи от государства, и вот она, наконец, пришла. В результате этой помощи даже лучшие кафедры теологии в стране должны закрываться. Почему? А потому что, если на кафедре есть одно или два бюджетных места, на них выделяется 60 тысяч на одного студента в год. И оказалось, что уже больше кафедра не имеет права ни с кого взять меньше! … Этот абсурд нигде даже не обсуждается, никто не говорит, все молчат, как будто так и должно быть. Видите, как легко у нас в стране можно осуществить любую диверсию, назвав ее благодеянием».
Протоиерей Владимир Воробьев считает, что Общественная палата должна высказаться по поводу сложившейся ситуации.
Другой камень преткновения – то, что теология не допускается в систему ВАКа, хотя «студенты духовных школ, семинарий, академий получают дипломы государственного образца со специальностью по теологии». То есть, образовательная специальность «теология» в Министерстве образования есть, а научной специальности «теология» нет. «Оказывается, мы поражены в правах, мы не можем готовить кадры высшего уровня… А ведь кадровая проблема в нашей стране является наиболее острой», — заметил ректор ПСТГУ.
Затем слово было предоставлено директору центра арабского языка, изучения ислама и исламской культуры Ибрагиму Ибрагимову, который посвятил свой доклад значению подготовки кадров с углубленным знанием истории и культуры религий в Российской Федерации, и роли государственных университетов в данном процессе. Опираясь на опыт Пятигорского государственного лингвистического университета, где открыты кафедры и православной, и исламской теологии, докладчик показал, что «государственный университет может и должен выполнять миротворческую функцию, объединяя усилия многих структур государства и общества».
Он отметил, что во многих известных европейских университетах существуют теологические факультеты, имеющие давние традиции: «В Оксфордском университете и по сей день теология является самой престижной базовой специальностью. В мировой практике бытует неоспоримое убеждение, что теология, история и классическая филология составляют фундамент национального гуманитарного образования».
Именно государственные вузы должны обеспечивать развитие поликонфессионального теологического образования под патронатом государства, считает Ибрагимов: «Подготовка специалистов-теологов в государственных вузах является эффективным средством, препятствующим распространению псевдохристианских сект, исламского радикализма и других антигосударственных и антиобщественных объединений», а потому — «главная цель теологии в системе светского образования – обеспечить на систематизированной основе преемственность традиций межконфессионального диалога в поликультурном пространстве».
Выступление члена академического совета центра научных работников, преподаватель иудаики в вузах СФР Леонид Кацис касалось финансовых вопросов преподавания и обучения. Он преподает теологию с 1992 года, и всегда в межконфессиональной или светской среде. Кацис отметил, что платное обучение в шестьдесят тысяч рублей, что в полтора раза превышает среднюю зарплату по Москве, недопустимо: «И здесь мне хотелось бы коснуться одного вопроса, я на протяжении многих лет выступаю в разных местах, пытаюсь везде задать один и тот же вопрос: неужели нельзя принять все-таки закон о внутрироссийской благотворительности?… У нас нет фондов для поддержки студентов. Вообще закон о благотворительности очень важен и для науки всякого рода, в том числе для научных работ по теологии»
Также он высказался на тему разработки профессиональных стандартов учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»: «Когда мы говорим об общеобразовательной школе, мне кажется, должна речь идти о дипломированных преподавателях, в школе с участием представителей духовенства или представителей других религий надо поаккуратнее… Мне бы хотелось только, чтобы четко проводились эти разграничения видов образования. И тогда не будет ненужного испуга».
После выступления представителей трех основных конфессий, протоиерей Владимир Воробьев подвел краткий итог: «Хотел бы еще раз подчеркнуть: когда мы начали работу над поликонфессиональным стандартом по теологии, в Министерстве образования и в прессе нас все время пугали, что мы делаем страшную вещь, потому что это будет чревато межконфессиональными столкновениями, конфликтами, и так далее. Жизнь показала, что все ровно наоборот. Вся наша деятельность в защиту теологии нас объединяет. Между нами за 15 лет этой работы не было ни одного конфликта, мы всегда находили полное понимание, и даже часто сдруживались. Потому что нас тут ничто не разделяет».
Следующим слово взял заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Игорь Манылов.
Он заметил, что новое законодательство, которое регулирует отношение к государственной службе, имеет непосредственное отношение к дискуссии: «Мы создали такую систему регулирования отношений, которая вообще исключает духовно-нравственный компонент. Если в рамках советской идеологии были какие-то квазиположения, которые пытались устанавливать общественные ценностные ориентиры советского типа, то в новом российском законодательстве, к сожалению, этот аспект утрачен практически».
Посетовав на недопустимость многих принятых положений – в частности, навязывание подозрительности по отношению к государственным служащим, Манылов поддержал предложения, которые касаются обучения госслужащих: «Но не только госслужащему нужно объяснить, что очень полезны государственно-конфессиональные отношения. Тут нужно глубже, конкретнее сформулировать, что эти основы, грубо говоря, духовно-нравственные, должны стать предметом изучения, в том числе и в рамках в рамках специального образования, когда учат госслужащих муниципального, государственного управления… Предлагаю добавить туда в качестве соисполнителя Ассоциацию юристов России. Имею на это полномочия. И если это будет поддержано, то наш блок юристов, который занимается вопросами этики и нравственности, мог бы тоже принести пользу».
Игорь Метлик, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания, сотрудник лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО МИОО предложил «проработать вопрос о возможности обсуждения на одной комиссии здесь, или совместно с Комиссией по межнациональным отношениям и свободе совести, темы об учете разнообразия мировоззренческих подходов в нашем образовании. Либо в общем образовании, что более узко, или в системе образования в целом». Также он отметил, что «не может быть учителя по всем предметам одновременно, который будет бегать и по очереди преподавать православную и исламскую культуру, и, по крайней мере, по религиозным культурам должна быть профильная подготовка».
Владимир Калашников в своем выступлении отметил, что «реализовать намеченные рубежи можно, решив три проблемы. Первая проблема – обозначить реальную интеллектуальную площадку, на которой решались бы вопросы стратегии развития не просто нашей страны экономические, или хозяйственные, но и духовные… Вторая проблема – это появление социальных лифтов… И третья составляющая, – это востребованность, не формальная, не провозглашенная, а реальная. Взять органы государственной власти на сегодняшний день — теологу туда устроиться почти невозможно».
По опыту работы Калашников знает, что «люди, получившие теологическое образование, причем не только выпускники теологического факультета, но и, допустим, той же православной гимназии, или выпускники вузов, в котором есть теологический факультет, принципиально отличаются от получивших образование в других вузах. Они совершенно четко отличают, что хорошо, а что плохо».
Анастасия Оситис, президент Международной Академии связи, президент благотворительного фонда во имя равноапостольных Константина и Елены, рассмотрела вопрос о введении теологии в вузах как вопрос об обеспечении духовной безопасности в обществе, объединенный глобальными и информационными услугами. Также она отметила, что «актуальность знаний истории, догматики, культуры, идеалов, традиций Русской православной церкви повышает творческий потенциал — и в коллективе, и в обществе, и в стране — это дает фундамент, без которого нам нельзя дальше жить, и нет смысла жизни каждого человека».
Людмила Шамаро, проректор Свято-Тихоновского университета, в своем выступлении коснулась финансовой стороны вопросов обучения. Она отметила и еще один очень важный момент – профессия «теолог» до сих пор не включена в единый квалификационный справочник в России специалистов и рабочих профессий: «Наверное, нужно обратиться в Минкомтруда, для того, чтобы теолог, педагог-теолог, исследователь были включены в этот идентификационный справочник. И соответственно, нужно будет тогда разрабатывать профессиональный стандарт не только преподавателей курса основ религиозной культуры, но и нужны профессиональные стандарты по теологам».
«Национальная безопасность – это прежде всего то, как граждане относятся к государству, что они думают о нем, любят ли они его, любят ли они национальный гимн и флаг. Понимают ли они вообще, что это такое. Знают ли они историю, о которой здесь тоже хорошо было сказано, именно корни, откуда мы, кто мы такие, как мы появились здесь, на этой планете, и как родилось мощнейшее государство, имя которому – Россия», — отметил в своем выступлении Андрей Антонович Поклонский, председатель правления Клуба православных меценатов.
Он уверен, что на воспитание детей влияет семья и среда. Именно поэтому Клуб начал организовывать дворовые семейные клубы. Он предложил также Общественной палате заняться координацией действий общественных организаций.
В конце дискуссии владыка Игнатий подвел итог: «Кризис, о котором говорят у нас в обществе, имеет огромное количество проявлений. И огромное количество методов предлагается для выхода из него… Мы сегодня рассмотрели один небольшой аспект, который связан с преодолением выхода из ценностного кризиса. И в основном наша беседа сегодня проходила вокруг школьного и вузовского образования. В ходе нашей беседы были высказаны разные точки зрения. Я думаю, все из них имеют право на существование, и все они полезны в той или иной степени».
С учетом всех мнений была принята итоговая резолюция, в которой сформулированы рекомендации государственным и общественным организациям. В частности Управлению Администрации Президента по общественным проектам рекомендовано «рассмотреть отечественные пилотные проекты теологического просвещения и полученные результаты по укреплению духовно-нравственных ценностей, в том числе — патриотизма», а Министерству юстиции РФ – «на экспериментальных площадках в вузах в рамках программ повышения квалификации знакомить государственных служащих с возможностями государственно-конфессионального взаимодействия в общественно-значимых областях».
Самый длинный список пожеланий был высказан в адрес Министерства образования и науки РФ: «запросить экспертное заключение Совета по теологии УМО по классическому университетскому образованию на Примерную основную образовательную программу по направлению 050100 педагогическое образование (профиль Основы религиозных культур и светской этики), распространить предмет на 4-11 классы средней школы и на программы среднего специального образования, и подготовить для его преподавания необходимое количество бакалавров педагогики. Кроме того, рекомендуется выделить на 2013/14 учебный год не менее 1000 бюджетных мест на подготовку бакалавров и магистров теологии, а также выделить места каждому вузу не менее чем на группу студентов; в последующие 5 лет ежегодно увеличивать контрольные цифры приема на теологию.
ВАКу РФ рекомендовано включить теологию в перечень научных специальностей РФ, а Агентству стратегических инициатив — организовать разработку и утверждение профессионального стандарта «преподаватель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и организатор духовно-нравственного воспитания».
Также все традиционные конфессии России должны мобилизовать внутренние ресурсы для подготовки теологов на принципах государственно-конфессионального партнерства.
Данная резолюция будет направлена в Общественную палату.
Владыка Хабаровский и Приамурский Игнатий пообещал проследить за прохождением этих документов по вышестоящим инстанциям.
Новости, Митрополит, Образование