Что есть ад?

Иерей Димитрий Лобов

31.05.2010

Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу (Притч.15,24).

«Всем известно, что есть ад, и туда может попасть всякий за дела свои; Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы была забота уклониться от ада. Живут на «авось», — так писал святитель Феофан Затворник в свое время. Что же можно написать в наше время? Всякий ли знает, что есть ад? Можно ответить «да», есть вещи, которые не меняются в нашем мире — через грех уже здесь на земле человек приобщается к адскому состоянию, причащается духа смертоносного, только отчет себе в этом отдает далеко не каждый, но опытное познание имеет.

Грех истощает силы человека, данные ему на добрые дела. Много их уходит, когда мы почти ежедневно, под влиянием духов зла, наносим друг другу множество мелких и больших обид, ран и уязвлений, как в духовном, так и в физическом смысле. Другим приносим страдания и сами страдаем, причем, не желая избавиться от этих страданий, исполняя заповеди Господа Иисуса Христа, увеличиваем их. Заповеди — не мстить, потерпеть, попросить прощения и самим простить часто не приемлются, считаются признаком слабости. Трудно переносится униженное положение — сознание собственной неправоты, да еще добавляется неумение и нежелание уступать. Вот и силимся, как можем, поставить собственную правду. В свою очередь, хотим чтоб к нам относились именно так: не мстили, прощали, терпели даже тогда, когда мы не правы, и это все вопреки тому, что сами этого не делаем. И, находясь в подобных ситуациях, не думаем о том, что наше внутреннее состояние в дыму, который поднимается от адского пламени, горящего в сердце земли, что к нашей душе приразились духи злобы поднебесной (Еф 6, 12). Ведь мы забываем заповедь Божию об отношении к другим так, как бы мы хотели чтоб относились к нам.

Все душевные муки современного человека являются следствием возбужденного в человеке дьяволом любопытства и желания запретного плода (колдовство, убийство, воровство, зависть, прелюбодейство и пр.) Через удовлетворение этому пожеланию происходит прикосновение души человека к невидимому духовному миру зла, к холодному пламени, исходящему из ада. Это пламя потоком врывается в душу человека, лишая его чистоты, целомудрия, разрушая весь его внутренний мир, делает его рабом страсти, слабым и немощным ко всякому доброму делу, пустым. От пустоты в душе появляется желание нечистых утех, зрелищ, плотских наслаждений, она становится ленивой, человек начинает скитаться без дела или, еще хуже, идет на преступление. В таком состоянии можно не испытывать каких-то особых страданий, но при этом быть холодным, лишенным простых человеческих чувств - любви, сострадания, понимания ближних, можно даже признавать существование Бога, но положительно ничего не менять в своем образе жизни и быть чуждым Бога. Такое состояние является угрозой для человека и «благоприятной» почвой для перехода души после смерти в эпицентр этого адского огня, где он не угасает никогда (Мк 9,44), со всеми последствиями — вечными страданиями. Причем никакие угрозы о муках не страшат человека.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о том, что Бог, «исчисляя земные казни для преступника райской заповеди, потом возвестил, что этими казнями Адам будет подвергаться доколе не возвратится в землю, из которой он взят. Земля еси, — сказал Господь, — и в землю отыдеши (Быт. 3,19). Здесь не сказано, что он пойдет в землю одним телом: изреченный приговор для дерзнувших восстать против Бога страшнее, нежели каким он представляется для легкого, поверхностного взгляда. Праведники Ветхого Завета, как очевидно из Священного Писания, постоянно признавали земные недра местом ада. В пример можно привести слова псалмопевца царя Давида: А те, которые ищут погибели моей, сойдут в преисподнюю земли (Пс.62,10). В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, возвещая о низшествии Своей Душой во ад, сказал: Будет Сын человеческий в сердце земли три дня и три нощи (Мф.12,40) блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя это место, пишет: «Сойдя в сердце земли — разумею преисподнее место, ад...».

Сам факт страдания души человеческой во время жизни, свидетельство Священного Писания и опыты, говорящие об аде и бессмертности души, должны хотя бы настораживать нас и заставлять глубоко задуматься о том, что ожидает нас за краем жизни. «Авось» может быть и пройдет в житейских делах, — пишет святитель Феофан Затворник, но в таком деле это обличает великую нашу неразумность, и есть лишь одно средство предотвратить эту неизбежную крайность— покаяние».

Источник: сайт храма Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского Иркутской епархии.

Церковь, Богословие