Церковь, Советское государство и Великая Отечественная война
Иерей Василий Писцов23.04.2010
Плутарх говорил: «История есть учитель жизни». Именно поэтому, вглядываясь в историю нашей страны в XX веке, каждый человек должен сделать для себя серьезные выводы; только тогда изучение истории будет оправдано и не превратится в простое академическое исследование. Поэтому, ориентируясь на название конференции, которое включает в себя слова «Уроки прошлого и взгляд в будущее», хотелось бы наряду с историческими фактами участия Русской Православной Церкви в обороне своей страны попытаться выделить те уроки, которые преподнесла нам история.
К 1939 году казалось, что уничтожение веры, а точнее внешней ее составляющей: храмов, священнослужителей, простых прихожан, в нашем государстве практически завершено. Многие тысячи как священнослужителей, так и простых верующих испытали на себе репрессии, которые обрушивались на них не только за социальное положение, но и за их вероисповедание.
На всей территории СССР до присоединения Западной Украины действовало не более 400 православных храмов. В 25 областях РСФСР не имелось ни одной действующей церкви.
Осмысливая довоенный период истории нашего Отечества невозможно не увидеть, что отсутствие поддержки простого народа, его безразличие к судьбе своей Церкви, отказ от своей веры обеспечили возможность большевикам осуществить фактически ее полное уничтожение. Однако, как в жизни каждого человека происходит переосмысление собственных поступков в период лишений и испытаний, так и в масштабе целой страны, на десятилетия забывшей о своем великом духовном наследии в погоне за призраком мировой революции, произошло духовное перерождение.
Гонения стали сходить на нет. С началом войны в стране перестали выходить все атеистические издания, которых до войны насчитывалось около сотни, перестал действовать «Союз воинствующих безбожников» (в состав активистов которого входило больше народа, чем было священнослужителей до революции). В первом радиообращении к народу 3 июля 1941 года радиослушатели услышали в словах обращения Сталина то, что было невозможно в предыдущие года – слова: «Братья и сестры!».[1]
И несмотря на долгую несвободу и угнетение, Церковь, духовенство и верующие поддержали освободительную борьбу народов СССР против агрессора.
Стоит вдуматься в слова митрополита Сергия (Старгородского), который выступил с обращением 22 июня 1941 г.: «Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере».[2] То есть настоящий христианин отвечает, прежде всего, перед своей совестью за свою страну и ее граждан, несмотря даже на существование атеистической власти, поставившей задачей уничтожение веры и исконных традиций самой страны.
Уже в первые дни июля 1941 г. духовенство в Горьком и Харькове, а затем по всей стране организовывало сбор теплых вещей и подарков для бойцов Красной Армии. В фонд обороны вносились деньги, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов. По предварительным подсчетам взносы общин Русской Православной Церкви к 1943 году составляли более 200 млн. рублей. К концу войны общий взнос Церкви в фонд обороны превысил 300 млн. рублей.[3]
На деньги, собранные верующими, была построена колонна танков Т-34, эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского.
Событие, которое явилось точкой отсчета нового этапа в истории государственно-церковных отношений, произошло 4 сентября 1943 г. В тот день в Кремле состоялась встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. В разрешении всех проблем Сталиным была обещана поддержка советского правительства.[4] Однако такое продуктивное сотрудничество Церкви и государства не имело серьезных последствий после окончания войны и было прекращено уже к концу 40-х годов, уступив место еще более яростной антирелигиозной пропаганде.[5] Неудивительно, что все послевоенные годы о патриотической деятельности Церкви и ее весомом вкладе в дело Победы старательно умалчивали. Официальная историография войны обходила этот вопрос в своих исследованиях. Описание поворота Советского правительства лицом к Церкви, никак не могло быть подогнано под марксистский тезис об исключительно экономической основе существования человека и общества. А ведь именно война ясно показала, что без веры, как основы мировоззрения человека, без осознания долга и ответственности за свои поступки не только перед «партией, государством, общественным мнением», но и перед своей совестью, перед Богом, невозможно построить прочное государство и человеческое общество.[1] Шимон И. Я. Сталин сказал «Да»: Новая политика Советского государства в отношении церкви в период Великой Отечественной воины. Дубна, 2002. С. 50.
[2] Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943. С. 4.
[3] См.: Там же. С. 49.
[4] См.: Там же. С. 71.
[5] См.: Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999. С. 108-109.
Иерей Василий Писцов, заведующий церковно-исторической кафедрой Хабаровской духовной семинарии.