Богоявление, Просвещение, Крещение и Святая вода
19.01.2012
Богоявление, Просвещение и Крещение. В этих трёх словах суть сегодняшнего праздника:
Богоявление. Бог пришёл на землю и стал человеком. Его Рождество мы праздновали несколько дней назад. Но то событие было до времени скрыто для большинства. Сегодня же Он явился всем. Тот, к Кому взывали о помощи тысячи лет, Кого искали и не могли найти миллионы людей, явился Сам. Явился не в громе и молнии, не в страхе и трепете, не в славе и величии, а простым человеком. Почему человеком? Только тот может понять человека и глубину его страданий на этой земле, кто сам был в шкуре человека, кто сам изведал эти страдания. Теперь мы знаем – Бог может понять человека, потому что Он Сам стал человеком и испил чашу страданий до конца.
Тропарь праздника:
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!
По-русски:
При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Просвещение. Мы так привыкли к этому слову и всегда связываем его с получением знаний, что порой забываем, что в корне этого слова лежит слово «свет». Чтобы познавать мир, нужен свет. Чтобы видеть во тьме, нужен свет. Чтобы узнать, что вокруг темно, нужно хотя бы один раз увидеть, что может быть светло. Когда явился Христос, человечество увидело Свет и увидело себя в этом Свете. Неприглядная картина. Но Он пришёл не для того, чтобы осудить и обличить в грехах, а чтобы спасти и дать силы на борьбу с грехом.
Кондак праздника:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный!
По-русски:
Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришёл, явился Ты, Свет неприступный!»
Крещение. Грех – как заразная болезнь, не только разрушает жизнь человека, но и отравляет всё окружающее. Вода не стала исключением и за тысячелетия существования человека омертвела из-за человеческих преступлений и беззаконий. Господь, Сам не нуждающийся в крещении, сходит в воды Иордана, чтобы взять на себя весь этот человеческий грех, вобрать его в Себя, чтобы потом пригвоздить на Кресте. А воду очистить и освятить, сделать её вновь живой, чтобы мы, однажды поверив Богу и крестившись в этой воде, освободились от наших грехов, ожили и начали жить. Жить и верить по-настоящему.
Из песнопений праздника:
Егда явлением Твоим просветил еси всяческая, тогда сланое неверия море побеже, и Иордан, доле текий, возвратися, к Небеси возвышая нас. Но высотою Божественных заповедей Твоих соблюди, Христе Боже, и помилуй нас.
По-русски:
Когда явлением Твоим Ты всё просветил, тогда солёное море неверия побежало, и Иордан, вниз текущий, возвратился, к небу возвышая нас. Высотою же Божественных заповедей Твоих, Христе Боже, сохрани и помилуй нас.
Святая вода. Вспоминая Богоявление, наше просвещение, Господне Крещение, Церковь, обращаясь к Богу, вновь и вновь просит Его освятить воду и сделать её той самой Иорданской водой. И Господь молитвами своих верных чад даёт ей эту Великую святыню.
Из чина освящения:
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную, да вси, почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну.
По-русски:
И дай ей благодать избавления, благословение Иордана, сделай её источником нетления, дарованием освящения, освобождением от грехов, защитой от болезней, губительной демонам, для враждебных сил недосягаемой, крепости Ангельской исполненной, чтобы все, черпающие и принимающие, имели её для очищения души и тела, для исцеления от страстей, для освящения домов и для всякого полезного дела пригодной.
Всё это нам даёт Господь, чтобы мы исправили свою жизнь и вернулись к Нему.