Хабаровск православный Журнал Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк принял участие в конференции, посвященной 65-й годовщине Победы в ВОВ

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк принял участие в конференции, посвященной 65-й годовщине Победы в ВОВ

16.04.2010

ХАБАРОВСК. В Окружном доме офицеров Российской Армии состоялась военно-патриотическая конференция, посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Тема конференции звучала следующим образом: «Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии без грифа секретности».

Конференция проводилась с целью показать нынешнему поколению российских граждан величие подвига советского народа в разгроме гитлеровских захватчиков на территории нашей страны и освобождении народов Европы от фашизма.

В военно-патриотическом мероприятии приняли участие генералы и офицеры штаба Дальневосточного военного округа и других силовых структур ДФО, ветераны Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных сил.

В рамках конференции были проведены встречи ветеранов с молодежью. Были рассмотрены военно-патриотические итоги основных стратегических оборонительных и наступательных операций Советских вооруженных сил в Великой Отечественной войне.

В конференции принял участие архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, выступивший с докладом на тему «Роль Русской Православной Церкви в мобилизации населения страны для отпора немецким захватчикам». Текст доклада приводится ниже: 

В истории России XX века не было времени более тяжелого и страшного, чем годы Великой Отечественной войны. Война на все времена показала нам величие и непревзойденную силу нашего народа в борьбе за свободу своей Родины. В период этой смертельной опасности на защиту своей страны встали представители всех наций и народностей, населяющих СССР. Их национальные и религиозные различия не стали препятствиями к единению в борьбе с врагом. В рядах вооруженных защитников Отечества бок обок сражались православные и мусульмане, иудеи и буддисты...

Русская Православная Церковь в лице своей иерархи и паствы на протяжении всего своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. История России была наполнена примерами живого и действенного патриотизма духовенства и верующих. Патриотическое служение духовенства и верующих в годы Великой Отечественной войны явилось выражением естественного чувства принадлежности к своей Родине. К сожалению, все послевоенные годы о патриотической деятельности Церкви и ее весомом вкладе в дело победы старательно умалчивали.

К 1941 году Русская Православная Церковь пришла в состоянии, близком к полному уничтожению: деревни, города, целые области страны были почти полностью лишены православного духовенства, храмов и иерархии, на свободе оставались лишь 4 православных епископа. Однако в первые же месяцы Отечественной войны выявились неправедность сформировавшейся в 30-х годах государственной политики повсеместного уничтожения религии. Эта политика уступала место правде жизни - в стране насчитывались миллионы верующих. Но несмотря на предшествующие гонения, Церковь, духовенство и верующие поддержали освободительную борьбу народов СССР против агрессора. Чувство патриотизма оказалось сильнее обид прошлых лет.

В первый же день войны глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий (Страгородский) выступил с обращением к пастырям и верующим:

«Фашистские разбойники, — говорил 22 июня 1941 года глава Русской Церкви, — напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины...

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении... Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере...»

Этот призыв к защите своей родины не был чем-то новым. Христианская вера всегда основывалась на словах Спасителя: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Поэтому воинская служба понималась Церковью не только как обязанность, но как особый подвиг самопожертвования и любви к ближнему, чрезвычайный крест труда, терпения и даже смерти, добровольно принимаемой ради сохранения веры, ради счастья и спокойствия Отечества.

С первых же дней начавшейся войны в православных храмах служились молебны о даровании победы русскому оружию. Священнослужители своей проповедью пробуждали патриотизм народа, внушали мысль о особом духовном значении христианской войны против антихриста с языческой свастикой.

Не имея возможности охватить всю обширную тему служения Церкви в годы войны, можно указать лишь на некоторые особенно яркие примеры.

По всей стране начался сбор средств в помощь фронту. По примерным подсчетам взносы общин Русской Православной Церкви составляли более 200 млн. рублей до 1943 года. К концу войны общий взнос Церкви в фонд обороны превысил 300 млн. рублей.

На деньги, собранные верующими, рабочие танкового завода Челябинска построили 40 танков Т-34. Они составили танковую колонну имени Дмитрия Донского. Эту технику вручили под Тулой двум отдельным танковым полкам. Еще одним примером патриотического служения Церкви стало сооружение на средства, собранные духовенством и верующими, эскадрильи боевых самолетов имени Александра Невского.

Тысячи верующих и священнослужителей, приверженцев различных вероисповеданий самоотверженно сражались с врагом в действующей армии, в партизанских отрядах и в подполье. Их имена увековечены среди победителей и миллионов павших за независимость родного Отечества.

Отношения Церкви с христианскими конфессиями западноевропейских государств способствовала сплочению антифашистских сил данных стран, повлияла на их консолидацию и создание антигитлеровской коалиции. Весь христианский мир поддерживал антифашистскую борьбу советского народа и патриотическую деятельность Русской Православной Церкви.

В итоге, патриотическая деятельность Церкви явилась толчком к коренной перемене государственно-церковных отношений, которая произошла вначале войны и закреплена после встречи Сталина с иерархами Церкви в 1943 году. С этого времени Сталиным была обещана всемерная поддержка Церкви со стороны советского правительства. К сожалению, такое продуктивное сотрудничество Церкви и государства не имело серьезных последствий после окончания войны и было прекращено уже к концу 40-х годов.

Таким образом, Великая Отечественная война ясно показала всем поколениям людей, что только в объединении общих усилий, общим самоотверженным трудом каждого человека нашей Родины можно преодолевать трудные периоды ее истории. И тогда и Россия, и Русская Православная Церковь, как ее важнейшая составляющая, смогут преодолеть самые сложные испытания, что было ярко показано в годы Великой Отечественной войны.

«Православие на Дальнем Востоке»


Новости