Хабаровск православный Журнал Святитель Иннокентий Московский и его миссионерское служение
в Камчатско-Курильской и Алеутской епархии

Святитель Иннокентий Московский и его миссионерское служение
в Камчатско-Курильской и Алеутской епархии

Архимандрит Закхей (Вуд)

26.03.2007

Мне, как представителю Православной Церкви Америки, хочется предложить взгляд на личность и труды святителя Иннокентия с американского континента, который в данном случае по праву может именоваться взглядом с Востока. Эта возможность для меня - особая честь, ибо я могу сказать о великом иерархе и подвижнике Церкви Христовой, о святителе Иннокентии, митрополите Московском, который зримо являет в своем служении единство русского и американского православия. Как известно, миссионерский путь святителя Иннокентия пролегал через Сибирь до берегов Камчатки и Аляски, откуда, после десятилетий апостольского служения, он был призван на высокое служение митрополита Московского, фактически Первоиерарха Русской Церкви, предвосхищая этим путь другого великого сына Русской Церкви - патриарха и исповедника Тихона, который также начал свое церковное служение в Америке.

История христианской миссии свидетельствует о том, что она была успешной там, где учитывалась культура и традиции тех, к кому она была обращена. Это издревле отличало православную миссию; просвещение всех народов православного мира совершалось, как правило, на их родном языке, примером чему могут служить труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это не только облегчало просвещаемым народам восприятие благовестия Христова, но часто полагало христианское начало их национальной культуре, освящало ее. Святитель Иннокентий, взращенный на благодатной ниве, засеянной еще равноапостольными братьями, явил миру пример истинного следования по пути, указанному ими. В своем апостольском служении коренным народам Камчатки и Аляски он бережно сохранял их самобытную культуру, которая теперь известна нам, прежде всего, благодаря его научным трудам. Апостольский подвиг святителя Иннокентия принадлежит не только церковной истории, он являет нам путь апостольского свидетельства современности, путь миссии в современном мире. Подобно тому, как некогда он подъял огромный труд изучения и понимания окружавшего его нехристианского мира, также и мы, живущие в современности, подчас не менее далекой от Христа, должны пытаться понять этот мир, научиться говорить на языке, понятном современному обществу, учитывать его самобытность. Если мы будем готовы понять этот мир, если мы будем готовы пройти по пути святителя Иннокентия и приблизить вечные истины евангельского благовестия к нуждам современности, только тогда сей мир откроет Христу свое сердце и произрастит обильный плод на Его ниве.

Сей плод мог созреть только из любви, свидетельством которой было все служение святителя Иннокентия. При чтении писем святителя или его наблюдений за жизнью местного населения восхищение вызывает его искренняя любовь к людям, лишенная всякой снисходительности, исполненная неподдельным уважением к тому доброму, что он стремился разглядеть в них. Не могу не процитировать строки из его письма святителю Филарету: «Чем более знакомлюсь я... тем более люблю их и тем более убеждаюсь, что мы, с нашим просвещением, далеко, далеко уклонились от пути к совершенству, почти не замечая того; ибо многие, так называемые дикие гораздо лучше многих так называемых просвещенных в нравственном отношении». Такая христианская любовь, сила которой стяжала ко стаду Христову столь многих, остается и для нас подлинным указанием пути в Царствие Небесное.

Его любовь была самоотверженной и, что очень важно, деятельной. Святитель Иннокентий был не только проповедником и пастырем, он строил, врачевал, обучал грамоте, помогал обездоленным, и его проповедь стала успешной только потому, что его вера всегда выражалась в делах. Эта взаимосвязь становится особенно актуальной в современной церковной жизни, когда христианское свидетельство выражается, прежде всего, в христианских делах, в том, что мы сейчас именуем социальным служением Церкви. Начало этому служению на Камчатке и на Аляске положил святитель Иннокентий, явивший пример отвержения себя ради служения ближнему.

И, наконец, его любовь была связующей, она являет пример вселенского призвания православия, которое объединяет отдельных людей, целые народы, культуры, сохраняя и приумножая их самобытность. Личность святителя Иннокентия соединяет в себе очень многое: тысячелетний духовный опыт русского православия и сердечную веру новообращенных, проповедь слова Божия на дальних окраинах Российской империи и предстоятельское служение в ее столице. Все это органично соединяет в себе святитель Иннокентий, всей своей жизнью утверждая силу истинной веры Христовой, призванной объединить мир Божий вокруг Христа. Мы, живущие в распадающемся, обуреваемом рознью мире, имеем перед собой, по милости Господа, образ святого человека, преодолевшего эту рознь. Для нас его служение есть символ единения вокруг Христа, ибо только единство православного мира, к которому мы призваны стремиться по заповеди Христовой, способно преодолеть то разделение людей, которым так трагически больна современность.

Об авторе: Архимандрит ЗАКХЕЙ (Вуд), настоятель храма святой великомученицы Екатерины, подворье Православной Церкви в Америке, г. Москва.

Источник: Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью)


Церковь, История