Простое чудо
Игумен Ефрем (Просянок)09.10.2009
В нынешний воскресный день нашему вниманию предлагается поразмыслить над евангельским эпизодом о чудесном улове рыбы. Однажды Господь наш Иисус Христос сотворил простое чудо для галилейских рыбаков. Всю ночь Петр, Иаков и Иоанн закидывали сети, но тщетен был их тяжелый труд — в ячеях сетей лишь пузырилась вода да виднелись комки водорослей, но ни одной даже самой маленькой рыбки не попалось ловцам. С пустыми руками должны были они возвращаться к семьям, их ждал серый полуголодный день, но они задержались на берегу озера, чтобы послушать Учителя, слава Которого уже разнеслась по всей Галилее.
И вот, прервав слова наставления, Спаситель обратился к Петру и сказал: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5, 4).
Скорее всего, Петру не хотелось этого делать, он думал о бесполезности подобной затеи. Усталый после тревожной бессонной ночи, опытный рыбак, Петр знал, что днем рыба почти не ловится, и мысль о том, что придется вновь тащить из воды пустую сеть, а потом опять чистить ее, не доставляла ему удовольствия. Но такой свет исходил от Лица Иисусова, такая сила и власть были в Его словах, что Петр расправил натруженные плечи и ответил: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5, 5).
Петр вывел лодку на глубину, закинул сеть — и не поверил своим ощущениям, когда руки его дрогнули от огромной тяжести. Такого улова еще не видывали галилейские рыбаки! В сетù кишели рыбы: большие и маленькие, всевозможных пород. Охваченный охотничьим азартом, Петр кликнул на помощь — и вот уже две лодки стали наполняться серебристой и золотистой, шевелящейся и бьющейся добычей. И лишь когда перегруженные лодки начали погружаться в воду, грозя потопить удачливых рыбаков, Петр опомнился — и посмотрел на сидящего рядом Иисуса, Который спокойно взирал на происходящее. Внезапно Петр понял, КТО сидит рядом с ним и видит его торопливую жадность, чувствует его мелкие корыстные мыслишки. И припав к коленям Иисуса, Петр взмолился: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный!» (Лк. 5, 8).
Страшно человеку оказаться рядом с Богом! Страшно, ибо нет достойных такой встречи, и ужас охватывает грешника, и все существо его кричит: бежать! бежать! потому что вот суд! вот кара! вот бездонные очи Всевидящего и Правосудного! Но Петр не бежал, Он припал к коленям Спасителя, и пока уста его шептали: «Оставь меня, недостойного грешника», сердце взывало: «Возьми меня с Собой, Господь Милосердный!» И Сын Божий прозрел тайну сердца смиренного рыбака и избрал его Своим учеником.
Являя Петру, Иакову и Иоанну знак неограниченной Своей власти над материальным миром, Сын Божий призывал их к высшему служению в мире духовном. «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5, 10), — сказал Спаситель Петру, и этот зов, обращенный к апостолам, обернулся для всего человечества воистину чудесной ловитвой.
В чудесном улове рыбы, посланном от Спасителя галилейским рыбакам, великий русский святитель, епископ Феофан Затворник, видит образ всякого труда, совершаемого с помощью Божией, и говорит об этом так: «Пока ОДИН человек трудится и одними своими силами хочет чего-либо достигнуть — все из рук валится. Когда же он приближается к Господу, тогда добро потечет за добром. А в духовно-нравственном отношении без Господа невозможно достичь даже малого успеха».
Следует иметь в виду, что Господь никогда не совершает «чуда ради самого чуда»: чудеса Божии являются либо предостережением, либо толчком, обращающим к вере уже созревшую для этого душу. Так было и с апостолами: чудесный улов рыбы стал для них призывом от Господа к евангельской проповеди во всем мире.
То, что мы называем чудесами, на самом деле есть проявление в нашем мире мира духовного. Чудом кажется нам лишь то, что выходит за пределы привычного, повседневного. Но ведь чудесами Божиими наполнен весь видимый мир. Движение небесных светил и обращение крови в человеческих жилах, пенистые волны океанов и робкий аромат цветов — все это поет песнь Всемогущему Творцу, все свидетельствует о Его неизмеримом величии. Мельчайшая букашка и придорожная былинка устроены так разумно и гармонично, что подобное совершенство и не снилось изобретателям самых хитроумных механизмов. Раскрытая перед нами книга природы представляет собой Естественное Откровение, повествующее о делах и славе Господа Вседержителя.
Человеческая наука о природе призвана смиренно изучать Естественное Откровение, Откровение Божие, явленное в материальном мире. Однако лукавый человеческий рассудок, начиная с так называемой эпохи Просвещения, стал предпринимать попытки сделать науку идолом и орудием богоборчества. Слепые суемудры выдвинули идею творения без Творца и совратили в безбожие и всякую пагубу множество нестойких душ. Большинство же истинных ученых не имели никакого отношения к этому тлетворному поветрию. Ньютон и Кеплер, Паскаль и Фарадей, Рентген и Линней, Ломоносов и Менделеев, то есть те, кто на самом деле создавал науку, были глубоко верующими людьми. Авторами атеистических доктрин делались не ученые, а лжефилософы, восполняющие поверхностность своих научных знаний безграничной самоуверенностью.
В нынешнем веке Господь соизволил открыть ученым некоторые тайны, касающиеся обустройства Им материального мира. Наука вышла, наконец, из детских пеленок, и ей открылись поразительные вещи, лишающие атеизм всякого права именоваться научным. Корифей физики ХХ века Йордан Паскуаль утверждает: «Возможность убедиться в наше время в провале великого похода человечества против Бога — вот самая потрясающая и освобождающая уверенность, предлагаемая нам опытом последних лет».
Естественное Откровение, явленное современной науке, стало еще одним ярким свидетельством истинности Божественного Откровения, данного нам в Священном Писании. Долгое время невежды дерзали говорить о «ветхозаветных сказках», ныне их обличительницей стала почитаемая ими наука. Первая глава Книги Бытия оказалась изложенной на языке своего времени картиной сотворения мира, в точности соответствующей современным научным представлениям: Господь без помощи приборов и формул открыл пророку Моисею тайны, которые только начинают приоткрываться перед нынешними учеными. Геология подтвердила факт Всемирного потопа, на вершине горы Арарат найден остов Ноева ковчега, найдены доказательства гибели Содома и Гоморры.
Современные теории происхождения Вселенной единодушно говорят о первотолчке и перводвигателе, то есть об акте Творения и Всемогущем Творце. По словам лауреата Нобелевской премии Эрвина Шредингера, сама организация материи есть «самый замечательный шедевр, осуществленный по руководящим законам Божией квантовой механики». Биология открыла в живых организмах мельчайшие генетические структуры, содержащие сведения о внутреннем устроении, облике, образе жизни, предках и окружении каждого существа — эти письмена могли быть начертаны только Высшим Разумом. Практика врачей-реаниматоров непреложно засвидетельствовала, что душа человеческая не умирает после смерти тела. И несмотря на единодушные доводы религии и науки, в наши дни еще находятся безумцы, продолжающие упрямо твердить: «Нет Бога...»
Само понятие «законы природы» говорит о бытии Верховного Законодателя. Вся вселенная повинуется Творцу: по установленным Им законам вращаются галактики, сияют звезды, вздымаются горы, растут деревья и летают птицы. И только человек, одушевленная пылинка вселенной, дерзает нарушать заповеди Творца мира, извращать грехом собственную природу. Слепой человеческий рассудок пытается оттолкнуть от себя веру в Правосудного Господа, потому что человеку с нечистой совестью бывает нестерпима мысль о неизбежном наказании. Примеры жизни святых людей утверждают, что, только отказавшись от своей гордыни, можно поверить в Бога.
В этом видимом мире, полном Господних чудес, величайшее чудо — человек, ибо создан он по святому образу и подобию Божию. Именно поэтому душа человека бессмертна. За душу каждого из нас спорят Всеблагой Господь и злобный диавол. Превечный Отец зовет нас к небесному блаженству, сатана заманивает на дно преисподней.
Рыбы живут в иле и тине, извлеченные из темной воды, под куполом небес и солнечными лучами они погибают. Но не так человек. Его истинное Отечество — не вязкий ил видимого мира, но Горнее Царство, дышать благоуханным воздухом которого он призван. Будем же молить Спасителя, да уловит Он благодатным Своим неводом наши души и будем прилагать все усилия для того, чтобы находиться в чистой реке жизни!
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 10 октября 2009 года.