Пример милосердия Господа
Игумен Ефрем (Просянок)12.11.2009
Евангельское чтение 23-й Недели по Пятидесятнице повествует нам об исцелении Господом Иисусом Христом одного бесноватого человека, который был так сильно одержим нечистым духом, что даже разрывал узы, которыми его связывали. Когда же Христос освободил этого человека от бесовской власти, то одержимый пришел в здравый ум. И это произвело на жителей Гадаринской окрестности, где совершилось данное исцеление, огромное впечатление.
Из евангельской истории мы знаем что беснования, как и многие другие болезни, особенно были распространены в момент пришествия Христа в мир. Наличие всякого рода болезней, как душевных, так и телесных, было, можно сказать, характерной особенностью того времени. И понятно почему: как свидетельствует нам история, в это время человечество находилось в состоянии глубокого нравственного упадка. Свет истинной веры, угасал по причине всевозможных заблуждений. Мир языческий в поисках смысла жизни все глубже погружался в бездну греха и порока. Это состояние было ненормальным для человека, потому что человек сотворен Богом не для греха, но для жизни праведной, святой. Вот почему всякий грех – будь он большим или малым – пагубно действует не только на душу человека, но и на его естественную природу. Грех поражает не только душу и ее способности (ум, волю чувство), но повреждает и разрушает физические силы человека. И этим еще не исчерпывается зловредное действие греха на человека. Человек, впавший в грех, утрачивает свободу в своих действиях и поступках: он становится рабом греха.
Примером тому служит гадаринский бесноватый. Пагубное действие греха так сильно было в нем, что он утратил разум и совершенно лишился воли. На примере этого несчастного одержимого мы видим, насколько велика, и казалось бы непреодолима власть греха над человеком. Но в то же время мы видим, насколько несравненно больше и непостижимее любовь Божия к человеку.
Этот пример милосердия Господа еще раз наглядно свидетельствует нам о том, что Господь пришел в мир спасти людей от греха, и всех последствий греха, что Господь не хочет смерти грешников, но желает им спасения. И как бы глубоко не погряз человек во грехе, он не должен отчаиваться в спасении своей души, потому что любовь Божия и милосердие Его к нам безграничны. Именно ради этого Он и пришел в мир, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную.
В самых страшных бедах и болезнях, когда кажется, что уже нет надежды на спасение, крепкая рука Божия может воздвигнуть человека к новой жизни. Так случилось с гадаринским бесноватым. Порабощенный легионом злых духов, этот несчастный был подобен дикому зверю – обитал в гробовых пещерах, срывал с себя одежду, издавал жуткие вопли и бился о камни. Но вот Христос Спаситель властным словом изгнал из него демонов – и из жестокого зверообразного существа он вновь сделался красивым добрым человеком. Освобожденный от бесов, вернувшийся к жизни человек всем сердцем возблагодарил Господа и просил Его, чтобы быть с Ним. Однако Иисус послал его прежде исполнить долг благодарности: рассказать людям о явленной над ними милости Божией. И исцеленный проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Чудо изгнания легиона демонов, некогда явленное в земле Гадаринской над одним бесноватым, в новейшие времена Господь явил над всем нашим Отечеством. Россия десятилетиями жила в гробовых пещерах бездуховности, под властью безумия, изрыгавшего хулу на Творца. Поколение за поколением лишенный спасительной веры народ сходил во мрак преисподней. И вот, демонская твердыня обрушилась, души человеческие освобождены от гнета тотального безбожия. Но как же откликнулся освобожденный народ на великую милость Господню? Устремился ли, подобно гадаринскому исцеленному, к Спасителю, чтобы внимать Его Божественному учению? Увы! Нынешнее состояние общества показывает, как далеко еще до возрождения русского народа. Не праведникам Святой Руси, не великим деятелям истории стремятся подражать нынешние сыновья и дочери народа православного. «Чужие боги» ворвались в пределы российские во многих лукавых обличьях. Толпами явились к нам исказители христианства. Множество заграничных лжепророков витийствует о конце света. И на наших улицах расхваливают чужую «веру». Несть числа астрологам и экстрасенсам, магам и колдунам – откровенным прислужникам сатаны. И вся эта нечисть находит среди нашего народа слушателей и последователей. Но только истинная, незамутненная, проверенная столетиями вера дает человеку силы в нынешней жизни. Именно ее нужно постигать и хранить, как драгоценную жемчужину.
Священное Писание гласит, что в каких бы обличьях не являлись «чужие боги», все они суть бесы. Какой еще «духовности» искать русскому народу, когда многими благочестивыми поколениями завещано нам Святое Православие? Величайшее счастье, несравненная милость Божия – иметь на своей земле Церковь Соборную и Апостольскую, сохранившую в чистоте и полноте учение Христово и предания святоотеческие. И это-то Божественное сокровище многие не хотят понимать, не принимают и не ценят. Один из подвижников веры нашей земли святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры и деятельному познанию христианства».
В наши дни люди развратились и ищут легких путей, но у Господа нет ничего легкого. Православие требует подвигов молитвы и покаяния, подвига деятельной любви. Конечно, куда легче, развалившись в кресле, под звуки гитары суесловить «о Господе». Проще предаться одуряющей пляске на каком-то шабаше. Совсем просто – вообще позабыть о грядущей смерти и Суде Божием в поисках «сладкой жизни». Однако все эти легкие и простые пути ведут к вечной погибели.
Когда Спаситель изгнал из гадаринского бесноватого легион демонов, они вошли в стадо свиней и потопили все стадо в водах озера. Такова природа злых духов: все, чего они касаются, они стремятся уничтожить, предать мучениям и смерти. Поклоняясь «чужим богам», за которыми кроются силы тьмы, человек сам отдается во власть беспощадных убийц, не ведающих ни снисхождения, ни жалости. В этом опасность бездуховного человека.
В нынешнее тревожное время особая ответственность возложена на нас, называющих себя православными христианами. Какая крепость молитвы, какое стояние в истине, какая сила любви требуются ныне, чтобы воспротивиться бесовским легионам века сего, которые хотят окончательно поработить этот мир! Время требует не просто исполнения обрядов, но подвижнической веры, веры не теплохладной, но пламенной, способной зажигать сердца ближних и дальних. Никакие искушения и опасности не могут поколебать тех, кто истинно верует и уповает на Бога Всемогущего. Ведь малому стаду Своих верных Сам Спаситель сказал: не бойтесь! Будем же подвизаться мужественно, памятуя слова духоносного наставника Церкви, святителя Иоанна Златоуста: «Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь земных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо».
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 14 ноября 2009 года.