Хабаровск православный Журнал Православный новый год

Православный новый год

Иеромонах Никанор (Лепешев)

10.09.2009

С 13 на 14 сентября, т.е. с воскресенья на понедельник, нами будет праздноваться Начало индикта, иначе — церковное новолетие, т. е. новый год по православному календарю. По старому стилю, т. е. по юлианскому летоисчислению, это будет 1-е сентября, с которого и начинался отсчёт дней нового года на Руси до Петра I. Этот обычай частично дожил и до наших дней: не зря школьники и студенты возобновляют учёбу именно 1 сентября, но уже по новому стилю, по григорианскому календарю.

Строго говоря, православным новым годом является Пасха Христова, ибо именно ею завершаются все богослужебные циклы, и с неё начинается отсчёт новых циклов. Но церковный календарь вобрал в себя и светские даты празднования нового года. Так, в Византии новолетие праздновалось в марте, и православные греки по сей день отмечают эту дату, наряду с 1 сентября и 1 января. Т.е., получается, что в церковном календаре содержится пять новогодних праздников: один — собственно православный — Пасха Христова, и четыре  светских, относящихся к разным историческим эпохам: один в марте, один в сентябре и два в январе: по новому и старому стилю. 

И вот, одна из этих дат ожидает нас с воскресенья на понедельник. Почему же она, имея мирское происхождение, особым образом выделена в церковном календаре? Потому что Церковь старается всё использовать для нашей духовной пользы, всеми средствами напоминать нам о смысле нашего существования. Любой новый год — это не просто праздник, это повод ещё раз оглянуться на прожитую жизнь, критически взглянуть на свои дела, слова, мысли и чувства, оценить пройденный путь и сделать выводы. Это повод молитвенно поблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможность прожить ещё год, повод попросить у Него прощения за совершённые в этот отрезок времени грехи, а также благословения и сил на год наступающий.

Впрочем, такой детальный анализ своей жизни и состояния своей души хорошо бы проводить не только в конце года, но и на исходе каждого прожитого дня,  лучше и несколько раз на дню. И как можно чаще очищать наши сердца от всех замеченных ошибок и грехов в Таинстве Исповеди, а в Таинстве Причащения получать новые силы для преодоления своих недостатков и исправления своей жизни, внутренней и внешней. И тогда каждый новый день станет для нас, в каком-то смысле, новолетием, т.е. началом нового духовного года.

И чем чаще мы будем себя так экзаменовать, тем более готовыми мы окажемся к последнему, самому важному экзамену, ожидающему каждого из нас при переходе в вечность. Испытанию, экзаменатором на котором будет Сам Господь.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 12 сентября 2009г.


Церковь, Богословие