Православный кавказский узел необходимо разрубить
Протоиерей Вячеслав Пушкарев10.08.2009
Почти семнадцать лет прошло после завершения горячей фазы грузино-абхазской войны на территории абхазской автономии, которая привела к жестокому разделению между двумя давно живущими рядом народами. Семнадцать лет прошло, но совершенно не заживают нанесенные враждой раны на национально-религиозном теле обоих народов.
Приглядываясь к грузинам-беженцам и абхазам-аборигенам, разговаривая с ними об Абхазии и о прошлых и дальнейших судьбах обоих народов, отчетливо понимаешь, что ситуация не имеет потенции к самоизлечиванию. Не имеет, прежде всего, в силу полного нежелания примиряться со стороны абхазского народа. Именно народа, а не руководства. Простым абхазам ненавистны любые разговоры об возвращении к статусу автономии в составе Грузии. Абхазы осмысленно презирают все миротворческие действия грузин и в любой беседе, даже дети и женщины, не преминут агрессивно высказаться против любых попыток примирения, покрывая грузин самыми не лестными эпитетами.
Ничуть не лучше обстоит дело с мироощущением грузин. Для любого грузина-беженца и континентала территория Абхазии — это законная территория Грузии, временно находящаяся («как это уже не раз бывало в истории») вне грузинской государственности и не при каких условиях не подлежащая отчуждению. Практически каждый из грузин-беженцев, на вопрос о том, кто такие абхазы, без тени сомнения скажет: «Абхазы — недоразвитые дикари, только вчера спустившиеся с гор, язычники, глупцы, предатели и воры». И мы здесь не открываем Америки. Это у всех на устах.
Результатом подобного политико-исторического противостояния стала пятнадцатилетняя экономическая изоляция Абхазии, повсеместная разруха-запустение, полное разграбление и наглый захват (под видом военных трофеев) собственности 300000 беженцев грузин, масса кровавых стычек на границе двух республик, последние события с захватом абхазами всего Кодорского района и не прекращающаяся националистическая риторика в СМИ по обоим сторонам границы.
Нам православным христианам можно было бы об этом не говорить и не заботиться, если бы это не касалось непосредственно нас, наших близких и нашей веры, если бы у нас не было понимания исторически религиозно-православной подоплеки под всем этим националистическим безумием. А ведь именно религиозно-национальный вопрос всегда смущал ситуацию в Абхазии. Не стоит также забывать неблаговидную роль Российской империи в этом вопросе.
Начиная с IX века и вплоть до 1795 года на территории современной Абхазии и части Западной Грузии существовал Абхазско-Имеретинский католикосат. Эта православная церковь, то была независимой, то находилась под Мцхетой, но факт ее существования и исторической автокефалии неоспорим. Российское правительство интернировало последнего абхазского патриарха-католикоса Максима-II в Россию и в нарушение канонов Церкви передало Абхазскую Церковь под управление Грузинского экзархата в составе РПЦ (незаконно пониженной в статусе лишенной автокефалии Грузинской Церкви в 1811 году). Таким образом Россия насильственно прекратила существование независимой Абхазской Церкви, заложив мину замедленного действия под будущее церковных отношений на Кавказе.
Точно такую же неблаговидную роль сыграла в разжигании этой нынешней розни и грузинская патриархия, которая после восстановления автокефалии в 1917 году воспользовалась последствиями сталинской национальной политики и не восстановила законную автокефалию Абхазского католикосата, узурпировав над ним власть. Мало того, многие действия грузинского духовенства на территории Абхазии были направлены на ассимиляцию абхазов и на упразднение абхазского языка из систематики православного богослужения.
В истории все повторяется, и нет ни чего нового. Если оглянуться и посмотреть назад, то мы увидим, что православие в Абхазии в 1992 году оказалась в ситуации подобной тем в которых пребывали Русь с 1448 года по 1589 год, т.е до момента признания Константинополем автокефалии РПЦ, и Грузия с 1917 года, с момента провозглашения восстановления автокефалии, по 1943 год, когда Священный Синод РПЦ признал таки автокефалию Грузинского Католикосата. Глядя на эту странную историческую картину невольно приходишь к выводу, что проблема Абхазского Католикосата временная, и способна быть разрешенной по схеме подобной нашей и грузинской.
16 лет мучились и маялись с разрешением территориальной проблемы, а так не к чему и не пришли. Махнули рукой на то «что об этом скажут» и разрубили узел противоречий признанием Российской Федерацией независимости Абхазии. Грузия пока молчит и ее нужно понять, но процесс (пусть временного) восстановления независимости Абхазии совершился, и маленькая Грузия не в силах повлиять на решение России. У Грузии было время для положительного решения этой своей проблемы, но ее политическая власть только усугубила ситуацию взаимной неприязни. Абхазия в состав Грузии пока не вернется. Для этого необходимо все залечивающее время. Так зачем же умножать ненависть? Грузия должна признать Абхазию и уважать ее законный выбор, как это сделала Россия признав де-факто незаконное отделение Грузии от СССР. Соответственно и РПЦ и ГПЦ, видя бесперспективность переговоров и помня о своей вине пред Абхазской Автокефальной Церковью, должны не затягивать узел православных противоречий на Кавказе, тем самым показывая всему миру, что единой православной цивилизации не существует, а свободно могут разрубить его, признав без согласований восстановление Абхазского католикосата. Не абхазской автономной епархии в составе РПЦ или ГПЦ (это будет несправедливо и продолжит смуту), а именно автокефалии Абхазской Православной Церкви. Константинополь признал нас? Признал! РПЦ признало ГПЦ? Признало! Вот вам и исторический прецедент. Давайте же и мы признаем АПЦ. Русский и Грузинский патриархи вместе рукоположат в католикоса Абхазии, устраивающего всех духовного лидера и тем воздадут Богу и его людям справедливость. Сколько еще можно мучить людей, прикрываясь православными канонами? За всем за этим стоит один только национализм и трусость, а это противоречит основам нашей Православной веры.
P/S. В личной беседе состоявшейся 4 мая сего года священник Виссарион Аплиаа (называющийся в Абхазии И.О. управляющего епархией) сказал мне: «Абхазские христиане не желают никаких переговоров с ГПЦ и это вопрос для них закрыт. Также не может быть и речи о вхождении их епархии в юрисдикцию Константинополя. Речь может идти о епархиальной автономии в составе РПЦ или о возрождении автокефалии. Главная задача епархиального управления Сухумской и Абхазской епархии остается не допущение на территорию Абхазии раскольников и сохранение народа божьего в лоне Вселенского Православия. Мы ждем смелых и справедливых решений от РПЦ и ГПЦ, а иначе православие в Абхазии не сможет развиваться и помогать людям спасаться. Мы хотим жить в мире с соседями и по каноническому благословению». Не самое, согласитесь, плохое у них настроение, и это должно нас взбодрить для того что бы мы нашли в себе силы поднять меч канонического правосудия и без политеса разрубить этот узел. Рубикон перейден - государство совершило смелый и справедливый поступок. Теперь дело за нами.
Источник: сайт Иркутской епархии.