Хабаровск православный Журнал О мелких послаблениях, как о мелких поражениях

О мелких послаблениях, как о мелких поражениях

Священник Виктор Дунаев

27.02.2012

Когда подходит время поста, я каждый раз говорю: «Наконец-то!». Говорю это с такой радостью, будто вот-вот мне предстоит сбросить огромную тяжесть. Окружающие, люди нецерковные, не понимают, как можно радоваться тому, что семь недель теперь мне предстоит «ничего» не есть. О, если б они знали, что мне все эти дни предстоит ещё и молиться, каяться и сокрушаться о своих грехах… Впрочем, даже моего «неядения» достаточно, чтобы читать в их взгляде, что сейчас перед ними стоит как минимум сумасшедший религиозный фанатик. Может, они правы?

Вот и Господь говорит в Евангелии: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених?» (Мк. 2:19-20). И Сам отвечает: «Доколе с ними Жених, не могут поститься». А мы знаем и твёрдо верим, что Он всегда там, где двое или трое собраны ради Него. «Христос посреди нас», — говорят священники друг другу на каждой литургии и без этого свидетельства невозможно продолжение Таинства. Так зачем тогда пост?

Но вот, день за днём, неделя за неделей всё сложнее и сложнее произносить слова «Христос посреди нас» искренне из глубины своего сердца. Разум не перестаёт верить, но сердце уже не вторит радостно в ответ. Почему?

Сегодня с лёгкостью проснулся, но позволил себе поваляться в постели лишние десять минут, а завтра проснуться оказалось тяжелее. И, тем более, позволил себе поспать ещё. Послезавтра надо было обязательно встать пораньше, а уже и не смог… Сегодня очень устал и решил пропустить вечернюю молитву, а… послезавтра уже и совсем не захотелось молиться… Сегодня позволил себе праведный гнев, а… послезавтра уже обидел человека зазря и сам не понял, как это произошло… Сегодня не помог ближнему, потому что был очень занят, а… послезавтра почему-то ко мне вообще перестали обращаться за помощью… И остаётся только кричать:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и предстоит тебе смутиться. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий!
(кондак по 6-ой песни Великого канона св. Андрея Критского)

Мелкие послабления, как мелкие поражения. Но то, что врагу было сдано, вернуть обратно практически невозможно. И всё это складывается в ужасное поражение, которое осознаю только тогда, когда уже потерял. И потерял-то, главное, не «что», а Кого: «Придут дни, когда отнимется у них Жених». Что же теперь делать?

«И тогда будут поститься», – отвечает Господь.

Душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. Душа, не унывай: если на тебя устремится враг, молитвою и постом от ног твоих да отразится.
(9-ая песнь канона Андрея Критского)

Зная мою немощь, Церковь не ждёт, когда я созрею до поста сам. Но твёрдо и властно устанавливает: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец — не постится во Святую Четыредесятницу или в среду, или в пятницу всего года, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен; слабому телом дозволено по немощи вкушать немного масла… Если же мирянин не постится, да будет отлучен» (69-ое Апостольское правило). Сам бы себя ни в жизнь не заставил бы – таков я слабый безвольный человек. А потому как радуюсь, когда Церковь меня понуждает на этот подвиг. Хватило бы только ума не ослушаться.

Се врeмя покаяния, се дeнь спасительный, пощeния вход: душе бодрствуй, и страстeй входы затвори, ко Господу взирaющи. Вот, время покаяния, вот день спасительный – вступление в пост. Душа, бодрствуй и страстям входы затвори, ко Господу взирая.
(трипеснец Триоди, 1-ая песнь, понедельник первой седмицы)
Светло усрящим поста вход вернии, и да не сетуим: но омыим лица наша безстрастия водою, благословяще и превозносяще Христа во веки. Радостно встретим, верные, приход поста и не будем сумрачными; но омоем лица наши водою бесстрастия, благословляя и превознося Христа вовеки.
(трипеснец Триоди, 8-ая песнь, понедельник первой седмицы)

А как одолевает суета всех моих дел, и вроде бы правильных, и вроде бы нужных. Но жизнь-то уходит. День, неделя, месяц, год – всё слилось в одно. Работаю, чтобы жить. Но, а жить-то когда?

И вот он пост, когда с радостью отложу подальше не только всё плохое, но и всё самое хорошее (!) ради всего самого лучшего! Время остановиться, время пожить, время, когда «мгновение между прошлым и будущим» растянется на сорок дней.

День един убо, рече, житие всяко земных: труждающимся от любве четыредесять суть дней поста, яже совершим светло. День один, как сказано, вся жизнь на земле рождённых; но для трудящихся по любви есть сорок дней поста, которые совершим радостно.
(трипеснец Триоди, 9-ая песнь, понедельник первой седмицы)

Только бы не перепутать цель поста. И не о том думать, что и сколько мне сегодня можно съесть, а о том, как бы насытиться пищей нетленной.

Сытость возненавидевши страстeй, напитaйся добрых слaдостною пищею, и усладися пaче от поста слaдостию, горести сластeй уклоняющися, смирeнная душе моя, и поживи во веки. Пресыщение страстями возненавидев, напитайся добрых дел изысканною пищей, и насладись более роскошью поста, от горечи удовольствий уклоняясь, смиренная душа моя, и поживи во веки.
(трипеснец Триоди, 8-ая песнь, понедельник первой седмицы)
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!
(стихира на стиховне, понедельник первой седмицы)

Много растерял, много проиграл, много себя поистрепал, но пост – это то, чем можно вернуть утерянное.

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. Придите усердно, крепкое оружие поста имея как щит, всякий коварный обман врага отразим, верные. Не обольстимся услаждениями страстей, и огня искушений не убоимся, чрез это Христос Человеколюбец наградами за терпение увенчает нас. Потому со дерзновением молясь, мы припадаем и восклицаем, прося мира, и душам нашим великой милости.
(стихира на «Господи, воззвах», понедельник первой седмицы)

Чего жду от поста? Победы над врагом? Победы над страстями? Победы над плотью? Нет, не этого хочу. Не этого ищу. Одного хочу, об одном мечтаю: «всегда видеть перед собою Господа, стоящего одесную меня» (ср. Пс.15:8).

Тучи ми подаждь Христе слез, в поста красный день, яко да восплачу, и отмыю скверну яже от сластей, и явлюся Тебе очищен, егда Судие с Небеси имаши приити Господи, судити человеком, яко Судия, и Праведный един. Струи слез подай мне, Христе, в прекрасный поста день, чтобы я скорбел и омыл скверну, происшедшую от наслаждений, и явился пред Тобою очищенным, когда Ты, Судия, благоволишь придти с Небес, Господи, судить людей, как Судия и единый Праведный.
(стихира на «Господи, воззвах», понедельник первой седмицы)

И да подаст Господь мне и всем, кто найдёт в моих строках что-то схожее со своим опытом, ещё и ещё раз убедиться во время Великого Поста, что надежда наша на Него, на Его милость, на Его любовь не станет тщетной. Ещё раз увидеть, что верен Господь!


Церковь, Вера, Человек