Хабаровск православный Журнал Новый учебный год - новый предмет

Новый учебный год - новый предмет

Шутова Юлия (информационный отдел Хабаровской епархии)

13.09.2011

Со следующего учебного года все дальневосточные школьники, равно как и школьники всей страны, четвертых и пятых классов общеобразовательных школ начнут изучать основы религиозных культур и светской этики.

В пробном режиме этот курс уже стали преподавать в 19 регионах страны. В 2010 году Республика Марий Эл и Ярославская область также присоединись к данному эксперименту.
Учащимся и их родителям предлагается выбрать для изучения их детьми один из шести модулей курса:
• «Основы православной культуры»;
• «Основы иудейской культуры»;
• «Основы исламской культуры»;
• «Основы буддийской культуры»;
• «Основы мировых религиозных культур»;
• «Основы светской этики».

Выбор любого модуля основан на свободном и добровольном волеизъявлении, а школы обязаны обеспечить преподавание выбранного модуля. Тем не менее, опыт показал, что добровольность выбора родителями учебного предмета не всегда обеспечена во всех школах. Это объясняется тем, что многие преподаватели попросту не хотят проходить дополнительные курсы, а т к ранее в школе уже были такие дисциплины, как этика и психология, то такой модуль как «Светская этика», к сожалению, лидирует.

Встает справедливый вопрос: а для чего, собственно говоря, вообще необходимо введение данного предмета для преподавания в школах? Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает главной бедой российского образования – «провал основной школы». Но если министр образования больше делает упор на «контроль знаний» со стороны учителей, то, по сути, вопрос о так называемой, средней школе стоит гораздо глубже. Средняя школа не уделяет должного внимания формированию мировоззрения, не дает позитивной ориентации обучающихся, не придает труду и жизни детей и подростков нравственного ориентира. То есть можно говорить о том, что на сегодняшний день школьники учатся ради получения аттестата.

Новый учебный год - новый предмет<br />

Поэтому одна из главных задач новой предметной области духовно-нравственного содержания — это формирование у подростка основ мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Конечно, хотелось бы обратить внимание на модуль «Основы православной культуры», который для нашей страны должен стать приоритетным, т к учитывая то неоценимое значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации и для формирования русской государственности в частности, мы не можем не проявлять к нему интерес. Тем более, что изучение Православия сопряжено с такими школьными предметами, как русский язык, литература, отечественная история. Сложно представить изучение романов Ф. М. Достоевского или понять и принять крещение Руси без знания основ христианства. Таким образом, изучение нового предмета, сопряженное с другими школьными дисциплинами, будет задавать тот духовно-нравственный ориентир, которого лишено образование сегодня.

Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений отмечал, что «задача религиозного предмета в школе – сформировать целостную и нравственно ответственную личность. А для этого необходимо, чтобы все дети в школе – православные, иудеи, мусульмане, буддисты или неверующие – воспитывались в единой системе ценностей. Мотивации могут быть различными: для православного человека более убедительна православная мотивация, для мусульманина – мусульманская, а для неверующего человека – светская. Но движение должно быть направлено к одной цели».


Новости