Хабаровск православный Журнал «Мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною»

«Мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною»

Иеромонах Ефрем (Просянок)

22.01.2009

25 января Православная Церковь празднует память святой мученицы Татианы. Это не только день Ангела всех сестер, дочерей, внучек, мам и бабушек наших, которые носят святое имя Татьяны. День памяти мученицы для нашего Отечества имеет особое значение – святую Татиану почитают покровительницей студентов, молятся ей об успешном обучении, и, конечно же, в ее день студенты и преподаватели устраивают настоящий праздник, веселясь и радуясь своему призванию.

Кем же была святая мученица Татиана? Родилась она около 200-го года в Риме в семье знатного сановника, тайно исповедовавшего христианскую веру и воспитавшего свою дочь в вере и благочестии. Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, – все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, – все шли в храмы и воскуряли фимиам перед «гением императора». Начинался ли новый год, – всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!

Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, – но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в языческих праздниках. Им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни.

Достигнув брачного возраста, святая Татиана не пожелала выйти замуж, а решила посвятить себя всецело служению Богу. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, и все силы отдавала исполнению церковных обязанностей. Когда в 222 году Римом начал править шестнадцатилетний император Александр Север, вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Ее привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Она отказалась, и была подвергнута пыткам.

В мученичестве святой Татианы Господь показал Свою безграничную мощь: по ее молитве трижды разрушались статуи языческих богов – или как бы сами собой, или по видимым, естественным причинам, сопровождаемые землетрясением, громом и молниями. Зверские мучения, которым подвергли святую Татиану, или не причиняли ей вреда, или за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные ее стойкостью, палачи тут же открыто обращались ко Христу, превращаясь из палачей в жертвы, и принимали Крещение в собственной крови. Судьи, уставшие и напуганные тем, что все их усилия приводят только к росту числа христиан, отдали приказ обезглавить Татиану.

Как же в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы?

Двенадцатого января по старому стилю (25 – по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский академический Университет. Деятельность этих первых российских «кузниц» научных кадров протекала при активном участии Михаила Васильевича Ломоносова и графа Ивана Ивановича Шувалова, известного мецената, покровителя науки и искусств. Великий ученый и умелый царедворец считали необходимым открытие в России второго университета – Московского.

В день памяти мученицы Татианы 1755 года граф Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения в Москве. В сущности, императрица Елизавета Петровна уже приняла решение об этом еще в предыдущем, 1754 году. Однако будущий куратор Московского университета граф Шувалов подал прошение императрице уже после утверждения проекта в Сенате и именно в день памяти святой мученицы Татианы. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим.

Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета «для общей Отечеству славы», дабы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». И неудивительно, что когда встал вопрос об устроении в Московском университете своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя святой мученицы Татианы. С тех пор к ней чаще всего и стали обращаться за помощью в учебных и ученых трудах.

Традиция обращения за помощью к определенным святым в определенных нуждах имеет связь с их земной жизнью: например, к святому великомученику Пантелеимону обращаются за помощью в болезнях, так как этот святой при жизни был искусным врачом; у святого Георгия Победоносца просят ходатайства пред Богом за военнослужащих, так как он при жизни был воином. Впрочем, примеров можно привести великое множество. Но это вовсе не означает, что молитвы святых действенны только в строго определенном случае. Алгоритмы и рецепты здесь незачем. Наше почитание святых является наглядной иллюстрацией живой связи с ними. В обычной жизни для устроения того или иного дела нам очень часто нужны помощники и ходатаи. И мы обращаемся именно к тем людям, которые нам могут помочь. То же и в отношении святых – они могут помочь всегда, но только, если человек обращается к ним – молится, помогает себе укрепиться в вере, обещает искоренить в себе тот или иной грех – то есть потрудиться для созидания в себе основания к принятию этой помощи.

Если в день памяти какого-то святого происходит знаменательное событие, то святой почитается покровителем всех, кто, к сему причастен (как в случае с нашими университетами). И опять же – это не означает закрепление за святым новых обязанностей – это означает нечто новое в живой связи христиан, живущих на земле и пребывающих в Небесном Царстве. Это свидетельствует о живой вере нашей.

В проповеди на освящении университетской Татьянинской церкви митрополит Московский Платон (Левшин) сказал слова, которые прекрасно выражают истинные взаимоотношения Святого Православия и светской науки: «Мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому вспомоществует, но притом одно другим утверждается». Только трагическое незнание собственной истории заставило многих из нас поверить, что наука противостоит Вере. Наши самые образованные предки отлично сочетали одно и другое: в молитве, в Вере, в Таинствах черпали силы для своих научных дерзаний. Без домового храма не обходилось ни одно университетское торжество, ни одно событие в университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой учебной аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей.

Пусть и в нашей личной жизни все созидается и венчается успехом с Божией помощью по молитве и ходатайству за нас святых. Да испросит нам святая мученица Татиана все необходимое для укрепления нравственного, умственного и телесного!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «1-м Краевом телевидении». 24 января 2009 г.


Церковь, История