Хабаровск православный Журнал Константин Великий и его отношение к Церкви

Константин Великий и его отношение к Церкви

Иерей Евгений Колупаев

10.06.2010

…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. (Матф.16. 18)

…ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (Прит.3. 12)

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1. 1-3)

Творец всего и вся печется о своем творении, дает все необходимое для его бытия. Все разумно и последовательно в Его творении. В любое время, в любом месте вселенной происходит определенное единым планом на предвечном совете Божием. История человечества — тому пример.

Люди, забыв истинного Бога, поклонялись творениям своих рук — бедушным идолам. Человечество задыхалось, оторвавшись от своего Бога. Сам Бог послал Сына Своего Единородного для спасения людей. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин 1. 1-5). Сын Человеческий, как называл себя Богочеловек Иисус Христос, спас человечество от греха, смерти и дьявола, став искупительной жертвой Отцу, и создал общество спасающихся верою в него и жизнью по Его святому учению. Сие общество спасающихся — Церковь — постоянно растет и крепнет во взаимном общении Церкви Торжествующей — небесной и Церкви Воинствующей — земной со своим Главой — Христом. Основанием Церкви являются апостолы — ученики христовы и мученики — свидетели Евангелия. На крови апостолов и мучеников и утверждается Церковь Христова.

Промысл Божий по отношению к Церкви проявился в радикальном изменении отношений Христианской Церкви и римского государства, которое произошло в начале IV века при императоре Константине Великом. Чем же он велик, и кто он?

«Гай Флавий Валерий Константин родился в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены в Наиссе (Ниссе). Мать, по всей видимости, была христианкой. Однако сам Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм — культ Непобедимого Солнца».

Констанций Хлор управлял западными областями Римской Империи — Испанией, Галлией и Британией. Он уважал христиан за их добрые качества. В его областях гонений на христиан не было. В 306 году, после смерти отца, Константин вступил на престол и подобно отцу не преследовал христиан.

В 312 году Константин со сравнительно небольшой армией перешел Альпы и атаковал у Рима Максентия, захватившего власть, которая по праву должна была принадлежать Константину. Сейчас должно было решиться все. И Бог отдал узурпатора в руки Константина. Максентий совершил необъяснимую глупость с военной точки зрения вышел из города и устремился в бой у Мильвийского моста по другую сторону Тибра, не имея возможности развернуть в боевой порядок всю свою превосходящую противника армию, и был разгромлен. Константин вошел в Рим — в подавляющем большинстве языческий город. Историк Лактанций рассказывает, что Константину во сне накануне сражения было дано повеление изобразить на щитах у воинов монограмму, которую впоследствии стали называть «лабарум».

«Между тем, как все покорились василевсу силой Бога-спасителя, то сего Подателя благ он проповедовал перед всеми и свидетельствовал, что виновником побед признает Его, а не себя. Это обнародовал он на латинском и на греческом языках, посредством письменных распоряжений, посланных к каждому племени».

Обращение Константина — поворотный момент в истории Церкви. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Император оказался вовлеченным в развитие Церкви, а Церковь — втянутой в принятие важных политических решений.

За все его царствование Непобедимое Солнце все больше отождествлялось в его сознании с Христом христиан. Он принимал большое участие в делах Церкви и оказывал много милостей священству. Константин был мудрым политиком и дипломатом. Он давал привилегии Церкви и не мешал тихому умиранию язычества, к которому при его воцарении была привержена основная часть народа. «Содержание его писем. Написанных после 313 года, не оставляет сомнений в том, что он считал себя христианином, чьей имперской обязанностью является сохранение единой Церкви. Из многих религий своих подчиненных он отдал явное предпочтение христианству. Однако он не сделал ее официальной религией Империи. Этот шаг предстояло совершить его преемникам».

В 313 году в Медиолане (Милане) августами Константином и Ликинием был подписан эдикт о веротерпимости, на основании которого прекращались гонения на христиан, и им возвращалось имущество, отобранное ранее. «…Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру… Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи… И так как христианам принадлежат не только те места, где они обычно собирались, но и другие, составляющие собственность не только частных лиц, а целого общества… без всякого промедления вернуть их христианам…»

Константин заботился не только о материальном благополучии своих подданных, но и об их духовном пробуждении и совершенствовании. Это проявилось в заботе о постройке новых храмов и расширении старых, в поставлении чиновников из числа христиан, в запрещении языческих жертвоприношений и во многом другом. Всего не перечесть. «После сего василевс деятельно принялся за управление. И, во-первых, к народам, разделенным на эпархии, послал таких игемонов, которые большей частью посвятили себя спасительной вере, а кто казался язычником, тому запрещал приносить жертвы… Вслед за этим присланы были вдруг два закона. Один возбранял отвратительные обряды идольского служения… Другой предписывал возводить выше молитвенные дома, так же распространять церкви Божии в ширину и длину, чтобы в то время, когда можно сказать, почти все люди будут приходить к Богу, безумие многобожия было изгнано совершенно».

Константин постоянно говорил, что религия — дело совести и проявлял терпимость ко всем своим языческим подданным, которых он не принуждал исполнять христианские обряды. Языческие же храмы, которые оставались без употребления после обращения в христианство жителей были им закрываемы, а здания их отдавались христианам. «Храмы, в которых совершалось служение разврату, и через которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушаемы до основания».

Постоянное внимание Константин уделял единству и единомыслию в церкви Божией, так как с самых ранних времен в ее лоне появлялись разномыслия. Церковь осмысливала дарованную ей истину, облекала догматы в словесную оболочку и нуждалась в помощи, которую получила опять же от императора. Константин призвал со всех концов Империи епископов для разрешения возникших споров. К Собору Константин обратил речь: «Целью моего желания, други, было насладиться созерцанием вашего собрания… против всякого чаяния, узнав о вашем несогласии, я не оставил и этого без внимания, но желая содействием своим уврачевать зло, немедленно собрал всех вас… Не медлите же, о други, служители Божии и благие рабы общего нашего Владыки Спасителя, не медлите рассмотреть причины вашего раздора в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями…». Соборный разум восторжествовал под водительством Божиим и при помощи императора. Этим было ознаменовано двадцатилетие правления Константина. Император и отцы Собора разослали повсюду уведомления. Епископ Иоанн Аксайский приводит следующие строки из этого послания к Церкви Александрийской: «Признание единогласно тремястами святыми епископами есть не что иное, как мысль самого Сына Божия, особенно, когда в умах столь многих и великих мужей присутствовал Дух Святый, Который открыл им Божественную волю…»

Константин воздвиг себе новую столицу вместо Рима, бывшей столицы язычества — Византий, назвав его Новым Римом, Константинополем. «Константинопль украсил он мноеством святых храмов и благотворительных домов, Константин восстановил Иерусалим и воздвиг тут, на месте распятия и воскресения Христова великолепный храм».

Благоустройством и украшением Святой Земли Константин ознаменовал третье десятилетие своего правления. В этом ему помогла его мать Елена, которая, уже будучи в преклонных летах, отправилась путешествовать по Святой Земле. «Там разрушила она идольские капища, поставленные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, обрела и Святой Животворящий Крест Христов и оказала много разных милостей». Над Гробом Господним Константин воздвиг величественный храм Воскресения, на празднование освящения которого было собрано священство со всех концов вселенной.

«Служители Божьи возвышали праздник молитвами и поучениями: одни восхваляли преданность боголюбезного василевса спасителю всех и описывали великолепно построенный им храм, другие… умилостивляли Бога бескровными жертвами и мистическими священнодействиями… Вот с какой торжественностью в тридцатилетие правления Константина совершен был праздник освящения храма».

Вскоре после этих событий Константин скончался. Незадолго до этого он был крещен Евсевием Никомидийским. В гробу он лежал в белой крещальной рубахе. Похоронили Константина в построенной им церкви двенадцати апостолов в Константинополе, где находились символические гробницы двенадцати учеников Христовых с их мощами.

Бог даровал императору «епископскую власть над внешними», то есть ответственность над язычниками во всей Империи, христианизацию их и всего мира. Когда в разных землях начинались раздоры, Константин действовал как поставленный богом всеобщий епископ и созывал соборы служителей Божьих. «Он относился с глубочайшим снисхождением ко всем, кто, как он видел, готовы следовать за большинством и подвизаться в согласии и гармонии, ибо превыше всего он наслаждался всеобщим согласием; но тех, кто отказывался согласиться на уговоры, он отвергал».

Церковь породила и осмыслила идею всеобщности, всемирности человеческой истории, оттолкнувшись от всех местных национализмов. Константин потому и стал Великим, что эта идея пленила его. Проявлялась подлинная вселенскость, которую осознал не епископат, а римский император. Церковь приняла эту форму соборности и начала пользоваться ею, опираясь на силу государства.

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф 7. 17, 18). Так и святой равноапостольный Константин Великий принес плод добрый, за что и прославлен церковью в лике святых.

Об авторе: иерей Евгений Колупаев, выпускник заочного отделения Хабаровской духовной семинарии.


Церковь, История