Хабаровск православный Журнал Духовно-нравственный потенциал молодежи

Духовно-нравственный потенциал молодежи

Игумен Ефрем (Просянок)

26.11.2009

Молодость – это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни. Именно в юном возрасте, когда жизненная программа еще не закрепилась в сознании окончательно, молодой человек крайне остро ощущает разрыв между реальностью и идеалом. Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.

Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди, изложенные в библейском Десятисловии и созвучные священным текстам мусульман и буддистов.

Что является самым главным для человека? К чему устремляются наши помыслы? К чему устремляется и на чем фокусируется наша жизненная энергия? Ответ на эти вопросы чрезвычайно важен. Конечно, существует много разных ответов на вопрос о том, что есть главное в жизни. Но, наверное, если свести к некоему общему знаменателю все частные выборы в пользу того или иного «главного в жизни», то это понятие можно описать одним простым человеческим словом: счастье. Если мы спросим человека: «Что вы хотите в жизни?», то ответов услышим множество («Хочу стать госслужащим», «Хочу удачно выйти замуж», «Хочу создать настоящую семью», «Хочу быть обеспеченным человеком»). Но если привести ответы к общему знаменателю, то ответ будет один: «Я хочу быть счастливым».

Счастье – это благополучие, здоровье, хорошая семья, материальный достаток, образование, хорошая работа. Из всех этих параметров и складывается некий образ счастливой жизни. И это правильное представление о счастье – счастье действительно определяется многими факторами.

Но вот что происходит в реальной жизни: человек начинает свой жизненный путь, в молодости у него есть мечта — своя собственная мечта, связанная с профессиональной, общественной деятельностью, с семейной жизнью, с личным успехом. А потом вдруг в какой-то момент оказывается, что эту мечту невозможно реализовать, и происходит изменение вектора жизни, мечта распадается, идеалы разрушаются, и человек становится совсем другим — в нем развивается цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой разрушительной внутренней критике свою мечту, называя ее чем-то наивным, нереалистичным. Высокие идеалы, которые чаще всего связываются с юношеской мечтой и вплетаются в понимание молодым человеком счастья, с течением лет подвергаются осмеянию и забвению, и можно слышать: «Ну какими же мы были дураками! Во что мы верили!»

Все помнят, конечно, замечательный роман французского писателя-фантаста Жюля Верна, в котором речь идет о том, как люди путешествуют из одной части света в другую; их путешествие зависит от такого технического приспособления, как компас. Если на компас ничто не воздействует, то движение осуществляется в правильном направлении, но если на компас оказать воздействие со стороны, то стрелка его отклоняется, и происходит нечто очень опасное: корабль сбивается с курса.

Каждый человек устремляется к своему счастью, но как много сторонних сил, которые воздействуют на человеческое сознание и меняют направление движения! Подобно компасу, этот чувствительный инструмент начинает терять верную ориентацию, и стрелка вдруг показывает совсем в другую сторону. И человек, у которого была мечта, который в детстве и юношестве эту мечту формировал, лелеял и желал ее достичь, вдруг сворачивает с пути, потому что компас показывает в другую сторону и нужно следовать туда, куда не хотелось идти. И ведь не разглядеть сразу, что явилось причиной этой подмены, и почему изменился курс! А курс меняется потому, что на человеческую личность оказывается колоссальное воздействие внешних сил, и оно часто выбивает человека из колеи.

Сегодня мы живем в условиях, когда на нас особенно сильно воздействует среда: через средства массовой информации, через стереотипы жизни, через моду. С одной стороны, человек становится все более и более свободным; с другой стороны, он делается все более и более детерминированным в своем поведении, и происходит это так, что мы просто не замечаем этих решающих для своей жизни воздействий со стороны внешней среды.

Идеалы молодости — наиболее правдивые, чистые и светлые. Как же сохранить мечту, как сохранить идеалы, которые в молодости особенно ярки? Очень важно понимать, что является тем компасом, который указывает правильный путь. Имеет ли вообще человечество такой компас, который указывает направление к счастью? Позвольте сказать следующее: человечество имеет такой компас, и он не является результатом приобретенных знаний или воздействия среды. Он является онтологической частью нашей человеческой природы — Бог, сотворив человека, пожелал этот компас вложить в его природу.

Этим компасом является врожденное нравственное чувство. И когда некоторые ученые говорят, что нравственность – это нечто приобретенное, и на формирование ее влияют внешние силы, на это следует ответить простым и весьма легко доказуемым тезисом: удивительно, но где бы ни жил человек, как бы он ни воспитывался, – всегда грех отражается в сердце человека болью. Эта боль есть голос нашей совести. Когда мы поступаем плохо, об этом говорит совесть; когда мы поступаем дурно, то чувствуем внутренний дискомфорт. Конечно, это ощущение можно снять, и для этого есть средства: можно выпить лишнего и забыться со стаканом в руках, можно употребить наркотики, а можно просто убедить себя, что все это предрассудки, что никакой совести не существует.

Мы очень ловко стараемся себя убеждать; одним из самых сильных аргументов, помогающих нам заглушать голос совести, является попытка сравнивать себя с другими. Совершив что-то плохое, мы чаще всего говорим: а что же я особенного сделал? Вот сосед или товарищ по учебе, ведь он такой и сякой, и что мои небольшие проступки по сравнению с тем, что он делает? Мы очень любим осуждать других людей за то плохое, что они совершают, тем самым, оправдывая свои собственные поступки. Это очень опасная и вредная методология, которая разрушает нравственное чувство; она направлена на то, чтобы заглушить голос совести. И хотя его можно разрушить, его можно ослабить, но при этом он все равно действует, и мы чувствуем дискомфорт от зла и неправды, которые совершаем мы и которые совершаются в мире.

Нам всем хорошо известно, что движущей силой многих общественных изменений было неудовлетворенное чувство справедливости; собственно, борьба за справедливость лежала в основе многих общественных преобразований. А почему люди борются за справедливость? Каков критерий справедливости, который точно указывает, справедливы общественные отношения или не справедливы? Нет иного критерия, кроме критерия нравственного. Понятие справедливости, ставшее социальным и философским понятием, на самом деле является понятием нравственным. Мы не соглашаемся с условиями жизни, если они несправедливы; люди не соглашаются с законами, если видят несправедливость этих законов. А мерилом является нравственное чувство, тот самый компас, который точно указывает человеку, куда нужно идти. Поэтому для того, чтобы не потерять ориентира в жизни, чтобы не потерять возможность достичь счастья, реализовать мечту, достичь высоких идеалов, нужно самое главное — защитить и сохранить свое нравственное чувство.

Молодость есть период возрастания человека, возрастания и духовного, и физического. Природа молодых людей сама по себе такова, что они впитывает окружающую информацию и поступающие из окружающей среды сигналы гораздо сильнее, чем люди зрелые. Так Бог устроил. На этом основывается весь процесс обучения — пожилым людям тяжелее учиться, потому что их сознание уже сформировано, они в самих себе уже имеют некое мерило для оценки того, что происходит. Молодой человек часто еще не имеет такого интеллектуального критерия, поэтому он открыт для восприятия. Мы посещаем лекции, слушаем преподавателей и доверяем им, и через усвоение знаний мы включаемся в поток человеческой мудрости. Но в то же время жизненно важно, чтобы вместе с этим потоком мудрости мы не усвоили вредные и отравляющие сознание и душу идеи.

Человечество пыталось регулировать эти процессы при помощи законов и власти. Но никакому государству, никакой власти не дано на самом деле проконтролировать то, что происходит на уровне мысли и чувств человека. В конце концов, опыт показывает, что самые мощные и сильные идеологии оставались влиятельными в течение жизни двух, максимум трех поколений, а потом эти идеологии исчезали, и люди о них забывали. Мы  живем в такое время, когда нет никаких властных критериев, никакой идеологии, никакой государственной политики, направленной на их формирование. Есть только наши сердца и наши умы и то, что мы сами в себе формируем – это и есть критерий, используя который можно отсеять добрую информацию от злой, можно попытаться оградить себя от ложных и опасных для человека влияний, сохранить и реализовать свою мечту, достичь счастья.

Действительно, сегодня особое время, когда человек сам определяет в полной мере свою судьбу. Но, с другой стороны, сегодня и очень опасное время, потому что информационное пространство наполняется различными идеями, философскими концепциями и просто жизненными взглядами и убеждениями; и для того, чтобы не потеряться в этом информационном потоке, мы должны сохранять и воспитывать в себе единственный объективный критерий, который существует вне времени и вне пространства, который один и тот же в России и в Зимбабве – нравственный критерий. Конечно, существуют культурные различия между людьми – различия в обычаях, обрядах, но фундаментальные нравственные ценности человечества едины для всех.

Как же эти ценности сохранить и употребить на пользу? Нравственное чувство и совесть могут быть деформированы пьянством, наркотиками, неправильными жизненными установками. Как сохранить в чистоте эти нравственные силы? Для этого очень важно воспитывать свой ум. Образование есть образование ума, воли и чувств. На первом месте – ум, потому что сознание, если оно неправильно сформировано и воспитано, может разрушать нравственное чувство. Поэтому жизненно важно иметь подлинное образование. Здесь имеется в виду не только образование, которое завершается получением диплома и обеспечивает доступ человека к той или иной профессии, но, прежде всего, формирование человеческого образа. А в основу этого человеческого образа положен образ Божий. Бог возжелал, чтобы мы, люди, несли в себе, в своей природе, Его образ, Его качества. Таков Его замысел. И если образование, которое получает человек, раскрывает этот Божественный образ, эти силы разума, воли и чувств, то человек становится очень сильным, он становится непобедимым. Когда человек способен отбирать информацию, критически оценивать все, что происходит вокруг него, тогда он сам формирует свое сознание, свою жизнь; тогда он идет к своей мечте и реализует то, что называется человеческим счастьем.

Очень большую роль в формировании образа играет вера. Некоторые говорят, что можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим. Это действительно так: есть люди и добрые, и нравственные, и при этом не религиозные. И ответ на вопрос «почему так происходит?» в том, что Бог в наше сердце, в нашу природу заложил нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с Его законом, даже если и не очень много знаем о Боге. Но нередко под влиянием внешних обстоятельств, под влиянием факторов, которые сбивают «стрелку компаса», человек не способен удержать, сохранить в порядке свое нравственное чувство, и религия, вера в первую очередь предназначена для того, чтобы помогать человеку его сохранять. Если взять языческую религию, то там дело обстояло несколько иначе – были божества, которым надо было приносить жертвы, в некоторых культах даже самые страшные, вплоть до человеческих. Это делалось для того, чтобы задобрить божество; нужно было расположить божество к себе, а в ответ на эти действия, по мнению тех, кто так поступал, это божество должно помогать человеку в решении конкретных утилитарных задач. В христианстве совершенно другое отношение к Богу. Именно поэтому христианская религия, православная вера (в данном случае мы будем говорить о Православии как религии абсолютного большинства нашего народа) – это не способ задобрить Бога; это способ войти с Богом в особые отношения. Православная вера дает нам возможность войти в живое соприкосновение с Богом, и Бог помогает человеку сохранять нравственное чувство.

Замечательные слова звучат в ветхозаветном псалме: «Жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс. 50. 19). Значит, самая лучшая жертва Богу – не тельцы, не волы, а состояние нашего духа. И через такую религиозную связь с Богом мы входим с Ним в соприкосновение, и в ответ на это Бог дает нам силу и разумение, Он воспитывает нас в страхе. Может быть, кто-то и смутится: а причем здесь страх? Есть такое важное понятие – страх Божий. Это не эмоциональная категория, это не адреналин в крови; это совсем не тот страх, который мы испытываем, когда инспектор ДПС останавливает водителя или когда экзаменатор обнаруживает шпаргалку в нашей руке. Страх Божий – это нравственная категория. Когда человек вступает в контакт с Богом, тогда действия, направленные против Божьего закона, становятся для него невозможными. Человек понимает, что этими действиями он разрушает эту дорогую для него связь; понимает, что Бог от него отступит и предаст своей собственной свободе – живи как хочешь, поступай как хочешь, делай как хочешь – и, в конце концов, в самый тяжелый момент жизни без воли и помощи Божией мы вдруг проседаем и проваливаемся. Как важно, чтобы страх Божий – высочайшая духовная, нравственная категория – присутствовал в нашей жизни! Тогда мы много раз подумаем: а следует ли нам нарушать Божий нравственный закон, жить против совести? Следует ли нам предавать любовь, дружбу? Следует ли нам искать человеческого счастья не в тех великих и светлых идеалах, которые чаще всего присутствуют в детском и молодежном сознании? Следует ли нам подвергаться соблазну тех, кто хитроумно передвинул стрелку нашего жизненного компаса? Вера является силой, способной защитить наше нравственное чувство.

А теперь о самом главном. Почему жизнь в соответствии с нравственным законом должна непременно приводить людей к счастью? Может быть, это очередная выдумка или исторический анахронизм? Вот сосед живет напротив – дом трехэтажный, машина дорогая – и подлец подлецом! А жена-то у него – ужас! Как говорят, пробу ставить негде, а какая благополучная и счастливая, какая одежда на ней красивая, и я так хочу! Или другой пример, когда не просто созерцание благополучия мерзавца, а реальное приглашение к жизни иным путем начинает доминировать в нашем сознании. Нередко случается, что подходит к молодому человеку кто-то во время перемены и просто так, запросто говорит: «Покурить травки не желаешь?» А через какое-то время: «Кольнуться не желаешь, кольнуться и забыться?» И ведь огромный соблазн – а почему нет, ведь мир иллюзий – такой прекрасный мир, он уводит от реальности, такой тяжелой и скверной! И человек делает в своей жизни непоправимый шаг. Или еще пример: человек живет в браке или желает вступить в брак с любимым человеком. И вдруг появляется некое искушение – знаете, как иногда человек желает приобрести какую-то вещь в магазине, а денег с собой не оказалось; пошел домой за деньгами, проходит мимо витрины другого магазина, а там – вещь не менее привлекательная: почему бы эту не купить? Иногда так и поступают со своими близкими – когда, допустим, обещают вступить или уже вступают в брак, когда связывают себя величайшими по своему значению обязательствами, и вдруг появляется другой человек, внешне не менее привлекательный, – почему бы не изменить курс, хотя бы на короткое время? Как часто молодые люди идут на это и разрушают свое счастье и свою жизнь!

Несомненно, человек может быть счастливым только в нравственной системе ценностей. И как бы нас ни учили, что нравственность относительна, как бы ни разрушались наши идеалы, как бы ни помрачалась наша мечта от цинизма жизни, какие бы искусители ни говорили нам, что все это не так, все это чушь и старорежимность, – это вечная и неизменная истина: человек может быть счастливым, живя в той нравственной системе ценностей, которая была создана Богом и вложена в его природу, и другого для нас не дано.

А как же внешние факторы, ведь для некоторых внешнее благополучие является непременным условием счастья? Зарплата, машина, квартира – деньги, деньги, деньги… Да, материальный фактор имеет отношение к полноте человеческой жизни, и было бы большим искушением, соблазном и неправдой утверждать иное. Некоторые, к сожалению, очень ригористически и негативно оценивают роль материального фактора. Однако не следует его так оценивать, ибо материальный фактор – важная составляющая человеческого благополучия. Но что происходит, когда он становится основной составляющей? А происходит вот что: стал человек хорошо жить, купил одно, другое, третье, обзавелся машиной, домом, а потом осмотрелся — и оказывается, что коллеги живут лучше — и дом лучше, и машина лучше, а у руководителя — собственный самолет, да еще не один дом за границей! И вдруг тот самый дом, который был таким желанным, первая машина, которая казалась пределом счастья, становятся вовсе не такими желанными… И если нет внутреннего нравственного регулятора этого процесса, он бесконечен. Потребление может быть бесконечным, и тогда оно перестает приносить удовлетворение.

Еще раз повторим: если мы отрываем нравственную составляющую от нашего целеполагания, от нашей мечты, то мы обрекаем себя на несчастье. И каким бы ни было видимое благополучие безнравственного человека, он не может быть счастливым по определению. Это особенно важно понимать в молодом возрасте, когда с легкостью могут подставить магнитик под стрелку вашего компаса – так аккуратно, так деликатно, что молодой человек даже и не заметит. Нужно всячески стараться не допускать такой подмены курса, потому что сразу разобраться в том, что произошло, будет очень трудно – пройдет какое-то время, и только тогда, может быть, уже на завершающем этапе жизни кто-то скажет: а жизнь-то не удалась! Молодым особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы не дать переформатировать свое сознание так, чтобы произошла смена курса. Вот именно поэтому нужно хранить в сердце веру – потому что вера помогает сохранить нравственное начало. Не только в интеллектуальном плане – через вероучение передается реальная философия жизни, помогающая человеку корректировать свой жизненный курс разумом, – но еще и потому, что через веру дается человеку сила от Бога, которая помогает ему делать правильный выбор в жизни.

На встрече с молодежью в Ледовом дворце Санкт-Петербурга весной этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил, что у него есть мечта. «Моя мечта о том, – сказал Патриарх, – чтобы вы и вся молодежь нашей страны, и весь народ наш, никогда не дали никому возможности изменить тот курс, следуя которым, мы можем обрести счастье. В историческом опыте нашей страны – увлечение безбожием, нравственным нигилизмом, и именно поэтому не была реализована мечта, к которой стремились наши прадеды, деды и отцы, ведь они строили процветающее общество без Бога. Дай Бог, чтобы Отечество наше, народ наш на основании своего исторического опыта сумел сохранить и укрепить свою верность тому единственно правильному курсу на человеческое счастье, который коренится в нашей человеческой природе, ибо сам Бог вложил в нас это».

Каждый молодой человек способен защищать свое сознание от тех влияний, которые могут изменить правильное течение жизни. И каждый желает осуществить свою мечту. Пусть же эти мечты будут светлыми и чистыми, соответствующими тем высоким нравственным идеалам, которые только и способны дать человеку подлинное счастье!

«Нашу молодежь ждет широкое поле трудов, дерзаний и свершений», — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Историческая Россия стала великой страной потому, что как государственное образование служила высокой цели — цивилизовать огромные географические пространства. Чтобы построить великий русский многонациональный мир, требовалось установить в его пределах справедливость и согласие. Для достижения этой цели не хватило бы никаких человеческих ресурсов, если бы в жизни людей отсутствовало вертикальное измерение. Жизнь без Бога, без веры, без предельных смыслов в таком напряженном режиме немыслима.

Никакое мировоззрение не может быть усвоено сознанием молодого человека, если не произойдет самоотождествления с ним. Во взаимодействии с молодежью необходимо исходить из духа молодости, который не терпит двусмысленностей, компромиссов и в то же время ищет серьезного приложения для человеческих сил. Молодой человек готов признавать настоящие авторитеты, но никогда не простит даже намека на пренебрежение своей личностью, сомнения в собственном потенциале.

Обращение к молодежи предполагает новый «перевод», новую формулировку тех идей, которые заложены в традиционной культуре и в вечных нравственных нормах. В этом возрасте происходит мистерия внутренней идентификации, содержание которой разворачивается в течение последующей жизни человека. Социальные смыслы бытия должны обрести правильное соответствие в мотивации личности.

Рано или поздно человек убеждается, что нравственные постулаты имеют такую же неотвратимую силу, как законы физики или математические аксиомы. Если это происходит на пороге вступления во взрослую жизнь, то выигрывает все общество.

Промысел Творца закрепляет за каждым поколением, вступающим в жизнь, за каждой личностью собственную уникальную миссию, которую невозможно ни отнять, ни повторить. Осведомленность об этой миссии является мощнейшим инструментом утверждения собственного «я» и одновременно делает человека альтруистичным, поскольку он понимает, что другие его современники наделены собственной, неповторимой судьбой.

Поднявшись на этот уровень мотивации, молодой человек становится глубоко ответственным перед собой и обществом. Только такой подход способен оторвать его от состояния инфантилизма, которое препятствует рождению полноценной личности и гражданина. На этапе же семейного строительства солидарность поколенческой миссии не дает супругам увязнуть в аполитичном потребительстве, социальной пассивности.

Нынешнее молодое поколение — первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10-15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в XXI веке Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром — русским народом.

Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходимы как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример, и на которое будут равняться потомки.

Общество