Хабаровск православный Журнал Апостол Воскресения Христова

Апостол Воскресения Христова

Малов Алексей

05.08.2008

«Дивен Бог во святых своих!», - слышали мы в этот день на богослужении. И потому, в день памяти первой провозвестницы Христова Воскресения хочется воздать славу Богу и воскликнуть пасхальное «Христос Воскресе!»

Известно, что внешние дела человека открывают его внутреннее состояние, и ни разумные доводы, ни хитросплетенные умозаключения, ни споры, диспуты или препирательства – ничто не может послужить большим доказательством истинности христианской веры, чем жизнь по Евангелию. Жизнь, в самый центр которой поставлен Христос, Который «перевел нас из небытия в бытие и павших восставил, и не прекратил на этом Своего попечения о нас, но возвел нас на Небо и даровал Царство» [1] будущего века. Жизнь, освященная Божественной любовью, явленной во Христе и ею движимая.

Что же есть жизнь во Христе?                                                        

Коренной, «первородный» грех высшего творения Божиего можно выразить простыми обиходными словами: «человек забыл Бога». Забыть в данном случае не есть просто перестать помнить, вспоминать и т.д., а первее – забвение – это полное исключение из жизни. И всего себя, т.е. всю свою любовь, всю свою жизнь человек отвернул от Бога и повернул в другую сторону. Бог более не существовал для человека. В жизни без Бога, обращенной прежде всего на самого себя появились ужасающие своей бездной холода и равнодушия слова «чужой», «обязанность», «долг» и др., исключающие понятие «жертвенной любви». Жизнь же Нового Завета человека с Богом, жизнь во Христе – есть явление этого понятия, которое лучше всего показано нам примером Самого Христа. Это любовь отдающаяся беззащитно, уязвимая, но непоколебимая и отданная до конца.

Одно из праздничных стихосложений говорит о святой Марии Магдалине, что она «сердце свое установила в законе любви Господа и Его Единаго, Того, Кто прекраснее рая возжелала» [2]. Установление сердца, а вместе с ним и всего существа человеческого в этой жертвенной любви, чистой, непорочной,  возвышенной, благодарной и преданной – все это мы можем видеть в образе Марии из города Магдалы, озаренной Божественным сиянием ее Исцелителя. Недаром, святитель Игнатий Кавказский пишет: «Исцеление телесных недугов было только доказательством исцеления души, доказательством для плотских людей, для умов заслепленных чувственностью» [3]. Она, избавившись от семи бесов, исцеленная, еще до Воскресения Христова изменилась всей сущностью своей и стала живым, новым человеком, подобно распятому разбойнику, узнавшим и возжелавшим Бога.

Желание это сподвигает ее на подвиг выбора любовью Бога, а не себя. Подвиг любви-заботы, любви-службы, любви-самоотдачи и к тому же, любви, ничего не требующей взамен. Во все время пребывания Спасителя на земле она, после своего освобождения от власти бесовской, не покидает Его. Она пользуется каждым случаем по-человечески послужить Ему в различных обстоятельствах, стремясь всячески смягчить Его земные труды. Она, в отличии от учеников, ничего не знает о Воскресении, поскольку не слышала этой проповеди, но чуткое женское сердце уже принадлежало Царству Любви и вечной жизни. И потому, в тот ясный полдень, задолго до которого все ученики бежали, когда зловещее: «распни, распни Его!» являлось свидетельством полного помрачения ума человеческого, когда глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружили распятого Христа [4] и, наконец, когда померкло солнце и сделалась тьма до часа девятого (Лк 23. 44-45), повергнувшая всех в мучительную тоску – для всех он был пораженный галилеянин, неудачливый пророк. Для учеников же – потеря всего смысла жизни (Ин 6. 68), для фарисеев – ненавистный соперник-обличитель, а для нее (как и для прочих жен-мироносиц) -  Он остался Тем же, Кого так сокровенно прозревало внутреннее чувство. И далее, в сопровождении Господа во гроб, в скорби о недостаточно намащенном ароматами Теле, в горьких слезах растворяемых миром, в оказании последней дани почитания так горячо любимому Учителю, а всего более в той верности, которая, невзирая на кажущееся, но очевидное поражение, не изменилась из страха (подобно Петру) – истинно видим мы жизнь, сопровождаемую пылающим сердцем любви, подобной Христовой.

Святой апостол Павел в послании к Церкви Галатийской сказал: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6. 2). Исполнение этого закона Господа, в котором Мария Магдалина «сердце установила» [2] – это внимательное, трепетное, аккуратное, милосердное отношение к ближнему даже в минуты трагичного поражения, когда кажется все и всё против него – не отвернуться, не отступиться, но быть поддержкой и утешением – в этом жизнь во Христе, Жизнь со Христом и жизнь Христом, в Его любви. И финал, высшая точка награды является именно в этом неотступном служении. Нашей жизненной задачей является приобретение этой торжествующей, жертвенной любви. И награда за такой труд –  поистине пасхальная радость.

Святая Мария Магдалина, безутешно скорбя, даже не догадалась, что тогда, в то раннее утро, в гробной пещере перед ней стояли ангелы. Она, погруженная в трагические размышления о прошедшем дне, ослепленными от слез глазами не узнала Иисуса (Ин 20. 14). Святая Мария – это тот человек, в котором проявляется истинная женскость, материнство, в котором нет ничего, кроме самоотдачи: в продолжении служения Спасителя она старалась накормить, одеть, обуть, позаботиться, утешить, а в конце ей пришлось пережить неизбежную потерю (подобно тому, как матери теряют детей, когда они вырастая, уходят из дома). Здесь, уже в самом конце, уже потеряв, она не думает о своих силах, не помышляет о своей немощи, но хочет отдать все без остатка, до конца. Господин!, - обращается она ко Христу, думая, что это садовник, - если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин 20. 15). И далее, весь торжественный смысл евангельского повествования говорит нам о той награде, которой удостоилась ее отданная до конца любовь:Мария! (Ин 20. 16)

«Теперь она услышала тот памятный на всю жизнь голос ее Спасителя, силою которого Он изгнал из нее толпу бесов, - тот небесный голос, который проникал и оживлял всякую душу, - тот дивный голос, который услаждал души слушателей Его небесным блаженством. И Мария почувствовала теперь близкое присутствие Божественного Учителя, в Котором заключались все блага ее, все ее счастье и несказанная радость наполнила всю душу Марии. От полноты счастья она не могла говорить и, опять обратясь к Господу, просветленным взором узнала Его и, с восторгом воскликнув только одно слово: - «Учитель!» - бросилась к ногам Христа Спасителя.»[4] Христос знал, что она еще как бы привязана к Его плотскому образу, в то время как перед ней предстоял тот мир, где все плотское будет духовным: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20.17). И Мария Магдалина стала первой свидетельницей и первой провозвестницей Воскресения! Она поспешила поделиться этой радостью, этим небесным ликованием духа, но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили (Мк 16. 11). Ученики не ждали Воскресения, они не могли вместить мысль о том, что Истинный Христос – Мессия – может умереть. Но Мария, она, не взирая на видимую смерть, в самых сокровенных глубинах души переживала эту Жизнь, эту Любовь, выходившую за все земные рамки. И потому  восторженною радостью Воскресения, обновившей и  утвердившей эти переживания она стремилась поделиться. 

«Воскресении Христово есть для всех нас, - поучает великий святитель Церкви Филарет Московский, - источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности, надежды, всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из него почерпаем; оно есть вечная новость!.. И надобно ли основать веру, возбудить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрылить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая?.. – на все это найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: «Христос Воскресе!»

Откликнемся же христиане самой жизнью своей, на такое чудодейственное благовестие великой посланницы нашего Спасителя, явившей нам истинную жизнь во Христе восторженным: Воистину! Воистину Воскресе Христос!»[4]

 

  1. Молитва анафоры на Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста
  2. Канон утрени, песнь пятая, тропарь второй.
  3. Из поучения свт. Игнатия (Брянчанинова) о чтении Евангелия/ Святое Евангелие. Репринтное издание, «Сибирская благозвонница», 2005. 366 с.
  4. Жизнеописание равноапостольной святой Марии Магдалины// Жития свяых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 11. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 1999. 779 с.

 


Церковь, Богословие